СОЗДАЁМ ТОС!!!
Н. Миронова
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – институт гражданского общества.
Предлагаемая вниманию читателей статья Н.И.Мироновой, консультанта Управления Президента РФ по вопросам местного самоуправления, продолжает тему организации территориального общественного самоуправления внутри муниципального образования. Автор знакомит читателей с работой московских законодателей над созданием правовой базы деятельности ТОС. Москва и Санкт-Петербург отличаются от остальной России, в частности, тем, что в них нет местного самоуправления (оставим за скобками некоторые суверенные республики России). Единственным способом “самоуправления” для жителей столиц остается территориальное общественное самоуправление. Именно потому, что проблема ТОС для Москвы очень болезненна, хочется думать, что ее законодатели тщательно и кропотливо работали над правовой основой ТОС. Поэтому надеемся, что знакомство с опытом Москвы, будет полезным заинтересованным лицам не только в городах, но и в районах с сельским населением.
Для крупных городов, независимо от того, являются ли они городами федерального значения или муниципальными образованиями, актуальной проблемой сейчас является организация власти и управления на внутригородских территориях. Создание органов полноценного, конституционно закрепленного местного самоуправления на этих уровнях пока проблематично с правовой, экономической, политической, организационной точек зрения. Хотя пожалуй, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и не запрещает создавать второй уровень местного самоуправления (см. п.3 статьи 12 упомянутого закона, а также дополнения в статью 12, принятые 14.02.97 Федеральным законом “О внесении дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах…” (п.2 статьи 1). Очевидно, что второй уровень, так же как и первый, должен быть независим, автономен от органов государственной власти в пределах своего ведения. Причем оба уровня должны быть четко разведены по полномочиям и предметам ведения правовыми актами города.Создание законодательной базы для развития такого социального института как территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) могло бы сыграть позитивную роль на данном этапе перехода к закрепленной в Конституции РФ модели местного самоуправления.
Да и при существовании развитой модели самоуправления в демократических странах общественное самоуправление живет и действует на микротерриториальном уровне. ТОС, являясь элементом самоорганизации граждан, есть элемент гражданского общества, развитие которого в условиях становления новой российской государственности – одна из главных задач. Общество возникает, когда появляется гражданин со своим кругом прав, обязанностей и ответственности.Причем государственные и местные органы власти через институт государственной и муниципальной службы обязаны уважительно вести диалог со всеми представителями общественных объединений, всячески содействуя созданию правовых и организационных основ для функционирования различных общественных сил, выравнивая балансы их интересов и способствуя проявлению гражданских инициатив.Именно так происходит взаимодействие властных и общественных структур в демократических государствах с развитым гражданским обществом, которое находится в основании пирамиды общественного устройства. Причем принципом построения такого гражданского общества являются добровольчество и аполитичность. Политические партии и профсоюзы находятся как бы над добровольческими (общественными) объединениями, подпитываются последними, являясь в свою очередь питательной средой для выдвижения политических и государственных деятелей, довершающих пирамиду власти (государственной, местной).
По мнению немецкого философа Ю.Хабермаса, общественность – это открытая совместная жизнедеятельность людей, сеть свободных ассоциаций, расположенных вне круга политических партий. Нижний базисный, то есть наиважнейший общественный слой (непосредственно гражданское общество), призван решать насущные проблемы жизни граждан, а государственные и местные власти заинтересованы помогать ему в этом, чтобы снять с себя часть функций. Практика действия общественных объединений, в том числе созданных по территориальному признаку, в зарубежных странах свидетельствует о его финансовой поддержке местными и госвластями, о поддержке в форме обучения, профессиональной подготовки добровольцев социальной службы и т.д.Территориальное общественное самоуправление – это процесс самоорганизации жителей городов, обусловленный наличием общих интересов на микротерриториальном уровне (на части территории города).
Как общественное явление ТОС, наряду с другими видами общественных объединений – общественно-политическими, религиозными, национально-ориентированными, – относится к важнейшему институту, на основе которого строится цивилизованное гражданское общество. Причем организационные структуры ТОС можно отнести, хотя это и дискуссионный вопрос, к такой правовой форме общественных объединений, как орган общественной самодеятельности (статья 12 Федерального закона “Об общественных объединениях”), под которым понимается не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности создается по инициативе граждан и осуществляет свою деятельность на основе самоорганизации в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Структуры ТОС занимаются решением проблем территории, налаживанием многомерных связей, защитой общих интересов группы горожан и оказанием им социальных услуг, наряду с ветеранскими, молодежными и другими. Но отличие структур ТОС от общественных объединений, деятельность которых регулируется Федеральным законом “Об общественных объединениях”, заключается в приближенности сферы интересов добровольно создаваемых структур ТОС к предметам ведения органов местного самоуправления.Эта особость ТОС, его пограничность между общественным объединением и местным самоуправлением, безусловно, требует законодательного закрепления, что и предусмотрено Федеральным законом “Об общих принципах…”, содержащим положение, согласно которому “порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления” (второй абзац п.1 статьи 27).Сложность правового регулирования системы ТОС заключается в том, что ТОС есть деятельность, совершаемая субъектами гражданского права, то есть гражданами или юридическими лицами, на основе устава. Это значит, что возникающие при создании и функционировании общественных объединений отношения являются по своей природе частноправовыми, следовательно, их регулирование должно осуществляться в соответствии с принципами частного права. Местное же самоуправление есть публичная деятельность субъектов права, регулирование которой должно осуществляться в соответствии с принципами публичного права.
Указанный Федеральный закон содержит некоторые положения, регулирующие ТОС. Так, п.1 статьи 27 определяет понятие ТОС как некий процесс, деятельность (“самоорганизация”) граждан на части территории муниципального образования. Причем эта деятельность, основанная на собственных инициативах жителей, может осуществляться как “непосредственно населением”, так и “через создаваемые им органы ТОС”. Судя по названию упомянутой статьи, ТОС считается в данном Федеральном законе одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Но это не дает повода причислять ТОС к системе местного самоуправления, как приходится иногда слышать. Ведь если на уровне муниципального образования, в соответствии с Конституцией РФ, упомянутым законом и другими, должны создаваться полноценные выборные и иные органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по формированию местных бюджетов, по распоряжению муниципальной собственностью и прочими властными полномочиями, то органы ТОС властью считать нельзя из-за отсутствия ее атрибутов у этого института.
Московской городской Думой принят Закон “О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве” (№26 от 10.07.96), в котором предпринята попытка соединить частноправовые и публично-правовые принципы регулирования деятельности ТОС. В указанном Законе (статья 1) приводится определение ТОС, данное в Федеральном законе, но используется и московское понятие – “территориальная община”, впервые введенное в Уставе города Москвы (п.23 статьи 11). После принятия данного Закона в одном из учебников “Государство и право” издания 1997 года появилось определение общины (не территориальной!) как “совокупности людей, зависящих друг от друга в повседневной жизни, связанных друг с другом неформальными отношениями, и осуществляющих определенную деятельность ради удовлетворения общих потребностей”. В принятом Законе города Москвы понятие “территориальная община” является ключевым и определяет основного субъекта общественной самоорганизации жителей: “Территориальная община это добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан – жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса и объединившихся для реализации общих целей, определенных уставом”.А вот ТОС в Законе города Москвы определено как деятельность, которую можно осуществлять “непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы”. Таким образом, в концепцию Закона заложено две возможности осуществления общественного самоуправления:
– непосредственно через сходы, собрания, конференции жителей, не оформляясь юридически, путем создания территориальной общины, то есть без принятия ее устава, избрания органов, регистрации в государственных органах, а, значит, без прав юридического лица;
– через юридическое оформление в некую организацию – территориальную общину – со всеми атрибутами юридического лица.
Статья 7 Закона определяет позиции, которые должен содержать устав общины, принимаемый на собрании (сходе, конференции) жителей, учреждающих территориальную общину.Статья 8 Закона содержит положения об обязательной государственной регистрации общины, а также перечень документов, дополнительный к перечню, установленному федеральным законодательством по регистрации. Положение п.3 статьи 8 – “Территориальная община с момента государственной регистрации приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности как юридическое лицо через свой комитет (совет)” – написано в соответствии со статьями 48 и 53 Гражданского кодекса РФ, так как в соответствии со статьей 30 Устава города Москвы и статьей 19 данного закона, именно территориальная община, а не ее орган, имеет собственность, а значит, именно территориальная община должна быть признана юридическим лицом, то есть общественной организацией.Высшим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция жителей территории, в границах которой организована община.
Руководящим органом – комитет (совет) территориальной общины, избираемый на учредительном собрании (сходе, конференции) после принятия решения о создании общины и утверждения границ ее территории. Структура, полномочия, порядок формирования и сроки полномочий выборных органов общины (кроме комитета – контрольная комиссия) должны быть указаны в Уставе территориальной общины.Понятия “орган территориальной общины” и “орган территориального общественного самоуправления” в Законе Москвы следует трактовать как синонимы. Разработчикам московского Закона, к сожалению, не удалось преодолеть стереотипы, имеющие место среди субъектов законодательной инициативы, и полностью избежать использования термина “орган ТОС”. Хотя использование этого термина не вполне корректно, если под ТОС понимать некую деятельность. Кроме того, он не отражает главного субъекта общественного самоуправления – жителей территории, объединившихся в общину на основе общих интересов. В современное законодательство данный термин перекочевал из прежнего законодательства, когда органы ТОС выступали от некоей неопределенной силы (“граждане”, “население улицы, дома”), от имени которой они должны были действовать, подчас забывая об этом.
Принципиально важным в Законе города Москвы “О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве” является то, что основной формой взаимодействия территориальной общины и ее органов с органами власти районного и городского уровней являются договоры и соглашения. Обязанность органов власти их заключать в Законе, естественно, отсутствует – договор есть договор.Таким образом, диалоговый режим государственных органов власти Москвы и будущих районных Управ, а ныне супрефектур (их 128 в Москве), с органами ТОС в описанном Законе предусмотрен (в том числе, на основе договоров), хотя интенсивность диалога будет зависеть от его конкретных субъектов, то есть от лиц, выступающих от имени территориальной общины, и от представителей органов власти, их “особой зрелости государственного сознания” (А.А.Кезеветтер, 1917 год). Чем более авторитетен комитет (совет) общины на своей территории, и чем больше представители органов власти понимают выгодность снятия с себя части функций по управлению, тем более эффективным ожидается этот диалог.
Хочется надеяться, что и функционирующие, и создающиеся структуры ТОС в Москве, наряду с жилищными движениями и другими формами участия населения в самоуправлении, станут одним из основных элементов гражданского общества, а взаимодействие властных и общественных структур как в Москве, так и в России эволюционирует настолько, что станут обычными финансовая поддержка, организационное содействие властей разнообразным гражданским инициативам добровольцев этого важнейшего социального института. А структурам территориального общественного самоуправления будет присущ принцип аполитичности, что является признаком подлинного гражданского общества и степенью зрелости его правовой, политической, экономической культуры.
(883 просмотров)
Позволю себе не согласиться с консультантом Управления Президента РФ по вопросам местного самоуправления Н.И.Мироновой. ТОС сложно стать элементом гражданского общества, а уж важнейшем элементом вообще невозможно, поскольку никаких реальных полномочий или функций, предусмотренных в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» у них нет. Вследствие чего, никакого влияния на местное самоуправление ТОС оказать не может.
Автор указывает, что что основной формой взаимодействия территориальной общины и ее органов с органами власти районного и городского уровней являются договоры и соглашения. При этом сам пишет — обязанность органов власти их заключать в Законе отсутствует. Разумеется, при таком подходе власть будет ТОС просто игнорировать.
Статьей 27 вышеуказанного закона установлено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Функции предусмотрены следующие:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Как мы видим, единственное реальная функция, которую можно реализовать ТОС (остальные может реализовать и обычный гражданин) — это благоустройство территории за свой счет, так как если местная власть раньше не хотела её благоустраивать, то и договор такой с ТОС заключать не будет. Свобода договора же. Ну и управление приобретенным имуществом. Причем, это не означает, что если вы создаете ТОС в пределах двора, то все муниципальное имущество в пределах двора переходит к вам. Ничего подобного. Что на свои деньги купите — то и ваше.
Короче говоря, власть придумала ТОС для того, чтобы люди за свой счет делали то, что власть и так должна была делать бесплатно.
Причем, совершенно непонятно, зачем для того, чтобы благоустроить территорию проходить адски сложную регистрацию? В крайнем случае можно создать некоммерческую организацию с названием «Общедворовый Фонд содействия и поддержки местной власти в реализации наиважнейших вопросов местного значения во дворе дома №5» с соответствующим уставом и благоустраивать территорию от его имени?
Слова про гражданское общество мне особенно понравились. То есть по мнению автора, гражданское общество — это общество которое делает всё само и за свой счет. А местная власть будет бездельничать. Только плати налоги. От консультанта Путина другого не ожидал.
А я не соглашусь с Вами — ТОС — реальная возможность народовластия. Да, клнечно, нужно потрудиться. Но всё э
то потом, сначала — создать инициативную группу, потом заявить о себе в администрацию. Дальнейшее можно проводить постепенно. С ТОС возникает возможность управлять не только теми деньгами, что ТОС собирает для своих целей, а и управления деньгами бюджетными, которые приходят с нашими налогами, кроме того, и управления собственными территориями. Тысячи случаев в Москве, когда ТОС не дал использовать детскую площадку под стройплощадку, не позволил в подвале собственного дома склад, а сделал небольшую спортсекцию, проконтролировал потоки денег ЖКХ и направил их вна порядок в подъездах, вплоть до новой плитки, цветов и ковров, когда к жилому дому не позволили пристроить секцию ещё одного жилого дома за счет сквера, когда уберегли от незаконной застройки охраняемые зоны памятников, скверы, парки, спортивные площадки. А кому лень этим заниматься, тот всегда найдёт тысячу отговорок — у нас не получиться и т.д. Всё получится, стоит только захотеть, потратить 10 выходных не на сон и отдых, а на беседу с соседями, внимательное изучение закона, составления документа о собрании и избрании группы. Не зря же создан этот закон, не зря же его столько лет не вводили в Устав Истры, а прятали. Значит, он действенен, значит он опасен для произвола. Пожалуйста, не давайте людям еще один шанс махнуть на все рукой. ВСЕ В НАШИХ РУКАХ, уважаемый Виктор!
Я ни сколько не отрицаю, что ТОС — в принципе может стать реальной возможностью народовластия. Но в настоящий момент у ТОС просто нет правовых механизмов, чтобы стать таковым.
Давайте посмотрим что такое ТОС в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». ТОС — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Ни слова про народовластие в определении нет.
Да, ТОС может получать деньги из муниципального бюджета, но только при заключенном договоре с местной администрацией. А местная администрация, как не сложно догадаться, такой договор заключать не будет и денег не даст.
Насчет управления собственной территорией, то как можно управлять тем, что тебе не принадлежит? Допустим создаете Вы ТОС в деревне. Но дороги в деревне как были муниципальные или региональные так и остались. Как принадлежали линии электропередач Мосэнерго, так и будут принадлежать. Как была свободная земля муниципальной, так она и осталась. Как принадлежал прилегающий к деревне лес Рослесхозу, так у него и останется. Чем управлять-то? ТОС может, скажем, организовать сбор и вывоз мусора из деревни. Но ведь это и без ТОСа можно сделать. Собрать жителей и заключить договор между жителями и какой-либо организацией на вывоз мусора. Можно сдавать деньги одному человеку, который и будет осуществлять за всех оплату по договору.
Относительно, того что ТОС не дал использовать детскую площадку под строительную площадку и т.п. Честно скажу, я не знаю, что было бы, если бы не был создан ТОС. Но точно знаю, что у ТОС никаких правовых механизмов влияния на застройку своих территорий нет. Если бы было предусмотрено обязательное согласование застройки с ТОС, то было бы другое дело. Сейчас этого ничего нет.
ТОС может делать тоже самое что и обычный гражданин — закидывать обращениями различные инстанции. Здесь всё зависит не от возможностях ТОС, а от настойчивости и инициативности жителей. Я уверен, что мы найдем не меньше примеров успешного противостояния незаконной застройке обычной группы жителей, которые отстояли свои права и без создания ТОС.
Сейчас от ТОС есть только одно название. Государство на законодательном уровне не дает ТОС никаких полномочий. Фактически, ТОС сейчас — это обычная некоммерческая организация, только с чудовищно сложным процессом регистрации.
Конечно, нельзя отрицать того факта, что создание ТОС способствует самоорганизации и сплачивает жителей.
Но гораздо проще создать не ТОС, а обычную неком. организацию — общественное объединение жителей с регистрацией в качестве юридического лица. Полномочия и функции те же самые, но процесс регистрации гораздо проще. К тому же в случае нарушения прав жителей в результате хозяйственной деятельности какой-либо коммерческой организации (загрязнение окружающей среды и тд.) можно судится с ней не в нашем истринском суде, а в системе арбитражных судов в Арбитражном суде Московской области. От ТОСа иски в арбитраже не принимают.
Короче говоря, как мне кажется, сейчас законодательство таково, что жителям куда лучше и правильней для самоорганизации и коллективного отстаивания своих интересов создавать и регистрировать общественные организации чем создавать и регистрировать ТОСы.
Разумеется, это все лишь мое мнение.
«в принципе может стать реальной возможностью народовластия».
Стоит только захотеть, если и инициативные группы могут. А тут в руки дается реальный инструмент, и неважно, сколько по времени он будет создаваться, главное его определить, вычленить группу и начать действовать. А отговорок всегда можно найти море. Тем более есть конкретные примеры по Москве, потому, что в Москве этот закон уже года 4 как работает. Поищите по Интернету,, убедитесь.
Виктор, в отличие от нас с Вами, Светлана, разбирается в законах.
Мы с ним на эту тему уже говорили, он по ТОСам информацию узнавал. Если говорит, что прав мало — значит так и есть, такие законы.
Значит надо менять законы.
А как объединять людей, ТОСом или не ТОСом, несущественно, на мой взгляд. Глебовцы, собственно, дальше нас продвинулись в этом деле))
Капитал в органах власти ни когда не будет делиться с собственным народом. Законодательство предусматривает то что, право на участие… предоставлено, а механизмов реализации нет. Депутатский корпус не заинтересован в принятии законодательных актов способствующих непосредственному участию населения в управлении государством. Поделянным придётся делиться. ТОСы это новый передел собственности в интересах большинства. Необходимо объединение ТОСов в масштабах Российской Федерации.
«Депутатский корпус не заинтересован в принятии законодательных актов способствующих непосредственному участию населения в управлении государством.
Поделянным придётся делиться»
В противном случае они подпишут себе приговор. Это уже очевидно. Власть без поддержки народа
уплывает из их рук, а с властью уйдут и деньги. Ресурсы находятся в чужих руках, производство и
с/х умертвлены, земли распроданы. На «кормление» остались торговля, застройка, куски из наших с вами зарплат, лекарств, пособий, медицины, образования, ЖКХ; отъём придомовых территорий и огородов…
Аппетиты не уменьшаются, а народ беднеет, страеет, болеет… И — ненавидит. На ТОСы у него уже не хватает дыхалки. Если сейчас крупная власть не примет мер, не отрубит щупальца ненасытных органов МСУ и их прикормышей снизу и сверху, то нам конец. И высшим и низшим. Всем. Стране.