О каллиграфии и многом другом
При храме Святителя Николая чудотворца в селе Ламишино работает семейный центр «Фавор», где среди других творческих курсов есть студия каллиграфии для детей и взрослых, ведет её Татьяна Новикова, художник-график, книжный дизайнер, фотограф.
Татьяна рассказывает:
— Наша студия при храме работает два года, 15 апреля мы открыли её филиал: арт-студию для детей «Рондо» в самом центре Истре (ул. Щеголева дом 2), рядом с кафе Давыдов. Расписание занятий и фотографии с мастер-классов можно найти на нашей страничке В Контакте: https://vk.com/ .
В студии каллиграфии при храме св. Николая Чудотворца проводятся занятия с детьми от 5 лет. Приветствуется семейное творчество. Совместные занятия способствует установлению доверительных отношений; видя увлеченность родителей, ребёнок осознаёт важность того, что делает.
На уроках дети у нас пишут тонким и широким пером, кистью, цветными карандашами, радужными флейцами.
Каллиграфические упражнения и творческие задания по рисунку способствуют не только приобретению красивого почерка, но и хорошего вкуса, вырабатывают в любом возрасте усидчивость, дисциплину, внимательность, расширяют кругозор, приобщают детей к истории, художественной и материальной культуре.
Искусство красивого письма психологи считают настоящей арт-терапией. Каллиграфия способствует обретению спокойствия, внутренней гармонии, духовному развитию личности, с ее помощью можно достигнуть последовательности и настойчивости в достижении цели. Дети, занимающиеся каллиграфией, становятся более организованными, их успеваемость в целом становится лучше.
Кроме занятий каллиграфией, мы проводим и другие творческие уроки. Среди них:
«Выцинанка» — техника вырезания из бумаги. Дети иногда боятся рисовать – например, не получается изобразить предмет симметрично, и ребенок стесняется. А выцинанка помогает его раскрепощению.
«Граттаж» — рисунок, выполненный путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона раскрашенных цветными восковыми мелками,а после залитых тушью..
« Эбру» – или мармарирование – живопись на воде. Эффектный вид творчества, радует неожиданно красивым результатом, детям очень нравится.
«Китайская живопись», стили Се-и и Гунби — древние техники работы кистью и минеральными красками на тончайшей рисовой бумаге. В процессе обучения дети учатся постигать правила и технику традиционных приемов владения кистью. Штрих, цвет и композиция станут понятнее и ближе.
Несколько слов о предстоящей выставке, которую мы откроем 20 сентября 2015 года в здании нашего семейного центра. Идея родилась после просмотра видеоролика замечательного художника и искусствоведа Светланы Прудовской «Папирус своими руками» http://www.papmambook.ru/articles/1319/.
Мы с радостью выполнили все указания в клипе и получили потрясающие папирусы, которые украсили копиями египетских фресок и египетскими иероглифами.
Еще более интересным оказалось, что есть ещё и книги с уроками Светланы Николаевны по истории буквы и книги, выпущенные замечательным издательством КомпасГид, которые мы приобрели и с удовольствием по ним работаем.
Чего там только нет! Изготовление бумаги своими руками, таинственная книга потхи из листьев пальмы, китайские воздушные змеи…
Наши занятия начались с изучения наскальных рисунков, потом изучали клинопись, изготавливали китайские свитки из бамбука, расписывали античные вазы, копировали новгородские берестяные грамоты.
Работа своими руками помогает вдохновить детей, заинтересовать их в истории родного языка и культуры, в конце концов отвлечься от гаджетов и оглянуться в окружающий мир изучая фактуру листьев, кору деревьев, текстуру тканей, наблюдая и копируя красоту природы.
Хочу выразить благодарность замечательным педагогам: художнику Надежде Валентиновне Остольской, моего первого учителя по рисунку и живописи, вдохновившей меня на создание студии ; необыкновенному педагогу- каллиграфу Петру Петровичу Чобитько, руководителю в школы «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге, Наумовой Юлие Валерьевне — преподавателю китайской живописи в Москве и классической школе рисунка в Китае, поделившейся тонкостями владения кисти.
Приглашаю всех ребят на занятия в нашей студии.
Планируем изготовление резных свечей, рисунок светом фризлайт и многое-многое другое.
Ждём Вас!
Комментарий о. Вячеслава, настоятеля Никольского храма:
Каллиграфия – незаслуженно забытое исконно русское занятие. О ее пользе сказано выше.
Приведу пример (прочел в одной книге): Япония после бомбардировки была крайне ослаблена, практически находилась на грани уничтожения политически и материально. Известно, чтобы возродить общество, нужно вырастить новое поколение, которое научится мыслить по-новому творчески, продуктивно.
Японские ученые нашли два занятия, способствующие развитию такого мышления – это игра на скрипке и каллиграфия. Первый способ развития, увы, отпал как слишком дорогой, а другим – каллиграфией, воспользовались – не так трудно дать каждому ребенку перо и бумагу. К тому времени в Японии уже были шариковые ручки – от них решили отказаться, вернуться к перу. И чудо произошло. Япония возродилась, стала развитой страной.
Помните, что такое Буквица? Узорная заглавная буква в книге, что в старину на Руси писали в начале каждой книги. Написание буквицы – это разминка, время на размышление, процесс настройки на писание книги. Буквица становится произведением искусства, и это произведение только прелюдия к Книге.
Что у нас происходит с шариковой ручкой – мы просто катаем шарик по бумаге. Перо не покатаешь, и каждую букву приходится создавать. В процессе такого созидания в головном мозге происходит особый процесс – мозг подключает резерв, и человек, пишущий пером (или играющий на скрипке), подключает к работе мозга еще 10-15 процентов своего неиспользованного ресурса.
То же самое происходит при стрессе, когда включается ресурс самозащиты, подключаются резервные силы. Попробуйте обливаться с утра холодной водой и на 3-й день ощутите прилив бодрости, сил, свежесть мысли. При писании пером происходит то же самое, и еще больше! А если писать постоянно?
И наоборот – у человека, не привыкшего творить, работать руками развивается плоское мышление — поверхностное, шаблонное. Он перестает мыслить, расчеловечивается, перестает быть образом и подобием. Нужно от этого уходить. Возвращать новое поколение в творческое русло, для начала учить детей писать пером.
(247 просмотров)
Свежие комментарии