Мстёрская роспись Никольского храма в Мансурово
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка Мстёрского искусства лаковой миниатюры. Это изумительная, сказочная по красоте и изощренная по рисунку живопись.
Почему-то мало кто знает, что в Истринском районе есть храм, который полностью расписан мстерскими мастерами. Это Никольский храм в Мансурово, где настоятелем – протоиерей Вадим Сорокин.
Из одного репортажа:
«В Никольской церкви села Мансурово Истринского округа закончен еще один из важнейших этапов благоукрашения внутреннего пространства. Расписаны стены и своды трапезной и написаны живописные иконы для новых иконостасов. Работа была длительной и сложной: два года велись проектные и подготовительные работы. В декоративном убранстве интерьера гармонично сочетаются стенная живопись, иконы изящного письма и золоченая резьба по дереву.
Содержательный уровень сводов – Рай, Царство Небесное – органично раскрывается в орнаментально – декоративном убранстве.
Лучковые своды трапезной расписаны растительным узором в зеленовато – голубоватых тонах с вкраплением охры и розового цвета. Светлый колорит росписи сводов и стен зрительно увеличил внутренний объем трапезной, в которой находятся два придела: Похвалы Пресвятой Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Резные двухъярусные иконостасы выполнены из бука и плавно переходят в неразрывную линию киотов до входа в четвериковую часть. Их стилевой основой является сочетание классического стиля с элементами барокко. Цвет умбры иконостасов является прекрасным фоном для позолоченной сквозной и рельефной резьбы и икон, написанных на синевато – зеленоватом фоне. Оригинальность и изящество рисунка икон выражаются в контрасте фона и фигур святых, написанных в золотопробельной технике. На многих иконах присутствуют пейзажи.
Мастерских иконописцев под руководством Лебедева В.А., которые расписывали стены и писали иконы, отличает не только профессиональное владение своим мастерством, но и художественный талант. Такие же слова признательности за труд на благо церкви можно сказать и о высоком уровне выполненной работы мастеров по дереву иконостасной мастерской Палеха А. Влезько и Ю. Федорова.
Содружество мастеров и резчиков из Палеха (Ивановская область) и иконописцев из Мстеры (Владимирская область) под руководством протоиерея Вадима Сорокина позволила создать эту красоту.
С 2007 года при Никольской церкви начала работать иконописная мастерская.
“Памятник, — говорил Митрополит Филарет (Дроздов), — есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов.”
Промысел — это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры.
К числу таких самобытных центров принадлежит и Мстера — большое село Владимирской области. С давних пор его жители занимались торговлей и различными ремёслами: по всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем, искусные вышивальщицы белой гладью, чеканщики по меди и серебру, реставраторы икон и фресок.
Вслед за Палехом и наряду с Холуем Мстера стала родиной нового вида искусства — лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Бывшие иконописцы создали его на основе традиций самого консервативного из искусств, проявив подлинное творческое новаторство.
Миниатюра Мстеры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века. Переход старых мастеров к новому искусству и создание ими стиля миниатюры был процессом закономерным, естественно вытекавшим из потомственного ремесла и его канонов.
В то же время условность приемов стала органичной и неотъемлемой частью искусства Мстеры, ведь всякая условность в народном искусстве основана на восприятии реального, и кроме опыта прошлого, другим вечным родником, питающим творчество художников, является природа и современная действительность, преобразованные в русло местной художественной системы.
Разные мастера избирательно подходили к отдельным элементам канона и по-своему их интерпретировали. Таким образом, на тончайших нюансах изменений и перестройки внутри системы местного искусства происходит, с одной стороны, развитие традиций, а с другой — формирование авторских манер миниатюристов в недрах общего стиля искусства промысла. На таком неразрывном единстве зиждется глубоко народный характер мстерской миниатюры.
Современная Мстера – рабочий поселок, привольно раскинувшийся на холмистом правом берегу реки Клязьмы. В прошлом он был погостом Богоявленским удела Ромодани, входившего в состав Стародубского княжества. В 17 веке, с которого начинаются исторические свидетельства о Мстере, это было уже бойкое ремесленно-торговое село – слобода Богоявленская. Малоземелье заставляло местных жителей обращаться к многочисленным ремеслам. По всей стране были известны мстерские иконописцы, знавшие многие стили древних писем, искусные вышивальщицы белой гладью, чеканщики по меди и серебру, реставраторы икон и фресок.
Роспись шкатулки или ларца начинается с подробно проработанного линейного рисунка, который предварительно выполняется карандашом на бумаге. Затем рисунок тщательно переводится с кальки на загрунтованную поверхность шкатулки. После этого приступают к раскрытию рисунка цветом: раскладка цвета в пределах заданной формы рисунка, моделировка деталей рисунка с помощью теневой росписи и околоконтурных притенений, затем стадия работы в светлых частях формы, которая состоит из целого ряда последовательных приемов живописи, и, наконец, делается разделка твореным золотом или серебром.
Приготовление красок и золота к работе – главный вопрос технологии миниатюрной живописи. Известно, что темперные краски приготовляются из порошковых пигментов на специальной эмульсии, основой которой является желток куриного яйца. Эта эмульсия представляет собой раствор, состоящий из клея и воды.
Орнамент как специфическая форма изобразительного искусства очень своеобразен. Он в состоянии то приближаться к натуральному миру растений, то удаляться от него в сторону наибольшей условности, превращаясь в геометрический узор, состоящий из отрезков прямых линий. В Мстерском орнаменте используются традиционные древнерусские узоры. На этой основе возникло качественно новое искусство орнаментальной росписи, значительно обогатившее и расширившее возможности лаковой миниатюры Мстеры.
Мстерский стиль характеризуется своим пониманием композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии человеком, животными и птицами. Образная выразительность проявляется и в своеобразии понимания пейзажа, отличающегося от изображения природы в других родственных промыслах лаковой миниатюры. Мстерский стиль в миниатюре имеет свое художественное обоснование и в особой культуре цвета. Суть ее состоит в единстве цветового многообразия, достигаемом градацией тоновых переходов. Для мстерской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев. Такой общевидовой пейзаж художественно конкретен и поэтичен. Характерная особенность Мстерской живописи — ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции.
Шкатулки, ларцы, папиросницы из папье-маше стали прекрасной основой для миниатюрной темперной живописи, в которой Мстерские мастера нашли новые возможности для развития своего искусства. Различные бытовые предметы из дерева, расписанные темперными красками и покрытые слоем лака: круглые плоские коробочки с орнаментом, лоток с лубочной сценкой, сосуды с крышками (так называемые кубышки). Изображение святой троицы или скачущих на лошадях волхвов, помещенные на закругленных стенках сосудов, вызывают невольное удивление.
Мстерские мастера лаковой миниатюры избирательно подходили к росписи и художественному оформлению.
Миниатюра Мстёры значительно отличается от палехской и холуйской. В ней яснее проступают черты условности и декоративности, непосредственно связывающие ее с древнерусской живописью. Мстёрские миниатюры пишутся на светлых фонах. Основную роль в них играет пейзаж — не тот близкий к классической русской живописи XIX в., который можно видеть на федоскинских миниатюрах, а сказочный, с синими реками, «пряничными» избушками, с изумрудно-зелеными, голубыми и розовыми горками-лещадками, пришедшими в мстёрскую миниатюру из русских икон.
Герои мстёрских миниатюр живут и действуют в свето-воздушной, пленэрной среде. Тематика миниатюр самая различная. Тут и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лирические сценки, героические батальные композиции. Мстёрская миниатюра также имеет золотое окаймление.
Взято: http://www.liveinternet.ru/users/hatshepsoot/post149614304/
(1038 просмотров)
Красота в храме невероятная, надо туда наведаться, полюбоваться…
А шкатулки эти мы тоже видели в музее прикладного искусства. Богатство, изобилие, яркость, народность…Что-то в них есть такое родное, народное. И хотя они под стеклом, почему-то представляешь запах свежего лака — у меня так в детстве матрешки пахли…