Выборы по-немецки
Пишет Андрей Бузин, эксперт и член совета движения в защиту прав избирателей «Голос», кандидат юридических наук.
Часть 1. До дня голосования
Не буду здесь рассказывать о германской избирательной системе и о немецких партиях. В целом там большинство партий настоящие, хотя есть и очень прикольные, например, партия «Нежелающих голосовать» или партия «Партия», лидер которой поставил перед партийцами задачу набрать на выборах 118% голосов. Но агитационных материалов этих партий я не видел, а агитматериалы остальных партий довольно скучны, развешаны, в основном, на фонарных столбах, причем не приклеены, а аккуратненько приделаны шнурочками. В общем, пусть о политических моментах пишут другие, а я как всегда напишу об организации выборов.
Ради этого я по 2 часа мучил двух председательниц избирательных комиссий среднего звена: сначала комиссии города Кёльна (это уровень нашего ТИК) – г-жу Петру фон дер Вюльбекке, а потом комиссии города Берлина (это уровень нашей региональной комиссии) – тоже Петру, но Михаэлис-Мерцбах.
Об организации выборов я узнал почти все, и даже кое-что посмотрел собственными глазами. Вот два основных вывода:
— сам по себе порядок организации очень похож на наш;
— честность немецких выборов зиждется не на законе, а на честности организаторов выборов, доверии к ним, отсутствии какого-либо давления на них, педантичности и правосознании немцев. Сам по себе немецкий закон не содержит строгих правил проведения выборов, тем не менее, все организаторы выборов действуют, исходя из сознания, что конституционные права избирать и быть избранным должны быть ими соблюдены вне зависимости от своих или своего начальства предпочтений.
Нашим организаторам выборов наверняка трудно поверить в то, что при таком законе можно не фальсифицировать выборы, но доверие граждан Германии к своей избирательной системе и к избранным депутатам говорит о том, что это – скорее дефект наших организаторов выборов, а не доказательство фальсификаций.
Итак, часть первая будет посвящена организации выборов до дня голосования, а вторая – подсчету голосов на двух принципиально разных участках – почтовом и обычном.
Статус и формирование комиссий
В Германии, также как и в России, существует четыре основных уровня избиркомов: Федеральная избирательная комиссия (ФИК), комиссии 16-ти земель (регионов) из которых состоит Германия, районные комиссии в городах и районах (299 штук) и около 90 тысяч участковых комиссий. Комиссии высшего (ФИК) и среднего звена (земельные и городские) состоят из руководителя (можно назвать его и председателяем, но фактически это профессиональный чиновник по выборам), который назначается администрацией или — в случае с земельной комиссией – парламентом земли, и представителей партий, отобранных в порядке убывания голосов, полученных на предыдущих выборах. В ФИК таких представителей 8 (+ еще два судьи административного суда), в земельных комиссиях – тоже 8, в районных – по 6.
Председателями ФИК и земельных комиссий обычно назначаются руководители статистических органов.
Комиссии высшего и среднего звена коллегиально принимают только решения о регистрации партийных списков и о результатах выборов, остальные решения принимает председатель со своим аппаратом, на участковые комиссии вообще возлагаются только технические функции, поэтому немцы предпочитают называть избирательные комиссии избирательными комитетами.
Участковые комиссии и в Кёльне и в Берлине формируются из волонтеров. Как нам сообщила г-жа Михаэлис-Мерцбах, после повышения «вознаграждания» за работу в участковой комиссии до 50 евро, проблемы с добровольцами нет.
На двери КГИК (будем так называть Кёльнскую городскую избирательную комиссию) висит плакат, объявляющий о наборе добровольцев, и одна из задач городских и земельных комиссий – именно набор добровольцев.
Формирование участковых комиссий находится в ведении районной комиссии, и она тасует составы, а также назначает в участковые комиссии руководителей. Также, как у нас.
Расположение комиссий
КГИК расположена в отдельном большом двухэтажном здании, что делает ее похожим на МГИК. Разница в том, что проход в КГИК свободный, полицейских на входе не видно.
БГИК (Берлинский избирательный комитет) располагается в огромном здании статистического комитета Берлина. Полицейских на входе тоже нет, но двери имеют электронный замок, реагирующий на пропуск, который выдается при входе.
Был я еще в районной комиссии берлинского района Шарлоттенбург. Она находится действительно в районной администрации (как у нас ТИКи), но и туда проход свободный, полицейских нет. Так же, как и в участковых комиссиях.
Избиратели
В городе Кёльне зарегистрировано 722 тысячи избирателей, город разделен на 9 районов в каждом из которых есть территориальное подразделение КГИК, в период федеральных выборов (в Бундестаг) город делится на 4 избирательных округа и в нем организуются около 800 избирательных участков для голосования в день голосования.
В Берлине 2,4 миллиона избирателей, 12 районов и 12 избирательных округов по выборам в Бундестаг, около 2 тысяч участковых избирательных комиссий.
Функции комитетов
Избирательные комитеты высшего и среднего звеньев работают «на постоянной основе», хотя фактически работает только «председатель» с его аппаратом. Между выборами они занимаются, насколько я понял, учетом избирателей. Может поэтому, случаи появления новых избирателей в день голосования в Германии единичны, хотя в принципе закон позволяет избирателю, не внесенному по ошибке в список, проголосовать в субботу и воскресенье, когда списки на избирательных участках уже «закрыты».
В периоды избирательных кампаний районные комиссии набирают большое количество волонтеров, поскольку районные комиссии должны осуществить несколько избирательных действий: известить всех избирателей о будущих выборах, выдать желающим проголосовать «по почте» конверты и бюллетени, получить и отсортировать полученные конверты с «почтовыми бюллетнями», сформировать участковые избирательные комиссии.
Список избирателей
Список избирателей действительно существует и ведется администрацией в лице районных избирательных комитетов, в соотвествии с регистрацией по месту пребывания. Не так, как в Америке, а так, как в России, только по-немецки педантично. Замечу, что в Кёльне, в отличие от Берлина, на улицах большое количество «мигрантов», и этих мигрантов я видел голосующими в КГИК. Наверно, это были «легальные мигранты».
Всем избирателям из списка избирателей заблаговременно рассылаются приглашения на выборы с указанием, где находится помещение для голосования и предложением выбрать способ голосования: непосредственно или «по почте». Если избиратель хочет проголосовать «по почте», он отправляет в районную комиссию сообщение об этом (лично приходит, или по почте) и получает оттуда а) бланк заявления о голосовании по почте; б) два конверта – розовый и голубой и в) бюллетень для голосования. Не позднее, чем за 1 день до дня голосования избиратель может отослать свой голос по почте (вложив в розовый конверт заявление и голубой конверт с бюллетенем), а не позднее, чем в 15 часов дня голосования он может принести свой конверт непосредственно в районную комиссию. Как выяснилось, все последние требования могут и не выполняться: избиратели приносят свои конверты и позже, и не в районную, а в участковую комиссию, и все это учитывается, потому, что голос избирателя важнее формальных придирок! Вот так! («В Америке стиляг нет»).
Таким образом «голосование по почте» сочетает в себе черты как настоящего голосования по почте, так и «досрочного голосования».
Избиратели, голосующие «по почте» помечаются в списке избирателей участковой комиссии буквой «W», чтобы они не могли проголосовать второй раз, непосредственно придя в день голосования на участок.
К моему удивлению в Германии «по почте» голосует примерно треть избирателей.
Организация подсчета голосов
Поскольку конверты с голосованием по почте концентрируются в «районном комитете», постольку нет смысла рассылать их по участковым комиссиям. В избирательном округе образуется несколько специальных «почтовых комиссий», которые будут в день голосования после окончания времени голосования подсчитывать голоса, поданные по почте. При этом одна «почтовая комиссия» приходится примерно на 3 обычных.
В КГИК, которая покрывает сразу 4 избирательных округа, я наблюдал картину сортировки конвертов «почтового голосования» по «почтовым участкам», которая тоже производится добрововольцами:
Комитет района Шарлотенбург, на который приходится 1 избирательный округ, было сформировано две «почтовые избирательные комиссии», и там тоже добровольцы производили сортировку по «почтоывм комиссиям»
Замечу, что в протоколах участковых комиссий нет данных о том, сколько избирателей из этой участковой комиссии проголосовали «по почте», поэтому такая процедура не позволяет получить распределение явки по избирательным участкам.
Ну, и конечно, все это предоставляет замечательные возможности для фальсификаций: председатель районной комиссии спокойно может добраться до конвертов голосования «по почте», аккуратно вскрыть их, изменить что-нибудь в бюллетене и закрыть обратно. Сам бюллетень особой защиты не имеет, подделать его при желании не очень трудно (хотя он и нестандартных размеров), да и особого учета бюллетеней не ведется (по крайней мере, это не отражается в протоколах комиссий).
Собственно с подсчетом голосов дела обстоят еще хуже, но об этом завтра, в следующей части.
Часть 2. Голосование и подсчет голосов
Тем не менее, кое-что интересное удалось выяснить.
Первым делом мы отправились в администрацию района Шарлоттенбург, поскольку именно там происходила сортировка почтового голосования и находилась одна из «почтовых комиссий». Администрация этого района находится в шикарном старинном здании, но вход туда все-равно свободный. Вот наша электорально-туристическая группа на ступенях шарлотенбургской администрации:
Сначала мы побывали на «почтовом участке» (см. http://abuzin.livejournal.com/129788.htm
Кстати, члены почтовой комиссии, войдя в преступный сговор, могли бы очень просто нарушить тайну голосования, вскрыв голубой конверт и сопоставив его с заявлением. Это — благодатная почва для специалистов, осваивающих российский бюджет на ниве критики зарубежных выборов. Но при нас, члены «почтовой комиссии» не стали заниматься нарушением тайны голосования.
После «почтовой комиссии» мы посмотрели процесс голосования на избирательном участке №406. За время нашего присутствия – минут за 15 – на участке, находящемся в актовом зале школы, проголосовало человек 5. Вместо кабинок стоят столы с загородками, но у стола есть стул, на котором избиратель может спокойно посидеть во время заполнения бюллетеня.
Комиссия состоит из 7 человек, причем, насколько я понял – все сотрудники районной администрации (!). К 16:30, то есть за полтора часа до закрытия участка из общего числа избирателей проголосовало на участке около 500 человек, а почтовые заявления взяли 248 человек, то есть явка составила около 70%.
После посещения индийского ресторана, где толком пообедать не удалось, мы направились на подсчет голосов в «УИК» №413. Комиссия находится в фойе школы, никакой охраны у комиссии тоже не было. Зашли, представились. Строгий председатель был радушен, но строг: предупредил, чтобы не мешали. Мы, конечно, стали сразу фотографировать, но председатель запретил фотографировать членов комиссии, чем меня сильно разочаровал.
Здесь состав комиссии был иной: все были добровольцами, но председатель комиссии, который всем и командовал, был учителем местной школы (причем не той, в которой проходило голосование). Остальные члены комиссии – женщины, трое из них – иммигранты из более южных стран.
Из 1227 избирателей, входящих в список избирателей, проголосовало на участке 604, 321 взяли бланки заявлений на голосование по почте, т.е явка составила около 75%.
В 18 часов начался подсчет голосов. Председатель сразил нас фразой о том, что подсчет будет происходить «неортодоксально», что как я понял, означает с отступлением от инструкций. Дальше начался полный беспредел.
Неиспользованные бюллетени не считались и не погашались.
Пока два члена комиссии считали число избирателей, принявших участие в голосовании, другие члены комиссии сортировали высыпанные на стол бюллетени.
Оказалось, что избиратель вообще не расписывается в списке избирателей, напротив его фамилии при получении бюллетеня просто ставится галочка.
Немецкие бюллетени имеют непривычный для русского человека вид. Они разделены на правую и левую части. В левой части избиратель выбирает одного кандидата по одномандатному округу, в левой – партию. При этом почти все кандидаты-одномандатники выдвинуты партиями и одномандатник обычно стоит напротив своей партии:
В избирательном округе, к которому относится этот бюллетень, 7 партий не выдвинули одномандатника, а один одномандатник оказался беспартийным.
Голос, отданный за одномандатника, называется первым, голос, отданный за партию, называется вторым.
Это я к тому, что для подсчета голосов надо сортировать бюллетени дважды: по одномандатникам, а потом – по партиям. Но дело облегчается тем, что подавляющее большинство избирателей, голосуя за одномандатника, голосуют и за выдвинувшую его партию. Поэтому первичная сортировка производится по партиям, но при этом отделяются бюллетени, в которых партийная принадлежность кандидата, за которого отдан первый голос, не совпадает с партией, за которую отдан второй голос.
Итак, сортировка производится всем скопом, уследить сразу за всеми невозможно. Потом производится подсчет в рассортированных пачках, при этом разные пачки подсчитываются одновременно. Правда, в нашей комиссии подсчет в каждой пачке производился дважды, разными членами комиссии.
Число вынутых из ящика бюллетеней оказалось в нашей комиссии больше числа выданных. Это неприятно удивило председателя комиссии, и они третий раз пересчитали бюллетени в пачках. Опять не сошлось. Тогда произошло примерно то же, что происходит и в русских комиссиях: вдруг обнаружилось, что у одного из избирателей напротив фамилии стоит точка. Член комиссии, выдававший бюллетени утверждает, что эта точка означает тот факт, что он хотел поставить галочку, но забыл. Утверждение было принято на веру и все сошлось.
По трем бюллетеням было проведено голосование: избиратель сначала поставил галочку в одном месте, потом крепко зачеркнул и поставил галочку в другом. Бюллетень был признан действительным, поскольку члены комиссии посчитали, что воля избирателя выражена отчетливо.
Было несколько конвертов с голосованием «по почте», которые избиратели принесли «не туда», то есть не в районную комиссию. Этих избирателе не стали гонять туда-сюда, а просто учли их голос, составить соответствующий акт.
После этого бюллетени были упакованы в аккуратные пакетики, составлен протокол по количеству первых и вторых голосов. Председатель комиссии позвонил по своему сотовому и сообщил данные в районную комиссию, которые и составили «предварительные итоги голосования». После передачи протокола в районную комиссию в бумажном виде, последняя обязана сверить их с телефонными и тогда уже будут опубликованы официальные итоги.
Итого. Подсчет голосов на германских избирательных участках не только легко сфальсифицировать, но и даже и проконтролировать толком невозможно. Но ему верят! Верят, потому, что все проводится гласно, членом участковой комиссии может стать любой гражданин, и каждый может посмотреть, как это делается.
Значит дело совсем не в процедурах, и назидательные рекомендации по установлению тех или иных процедур в законе бесполезны. Немцы сами разберутся со своим никчемным законодательством. А русским совершенно бессмысленно кичиться замечательной регламентацией голосования и подсчета голосов, коли народ не верит в честность выборов.
Первые шаги к восстановлению доверия надо делать в области открытости и гласности работы комиссий.
(216 просмотров)
О чем это говорит. О том, что мы пока, к сожалению, не достигли того уровня уважения к себе, к другим, к своим обязанностям, к чужим правам, который требуется для проведения честных выборов, когда членам комиссий даже в голову не придет фальсифицировать выборы или вбрасывать бюллетени по просьбе начальства. Пока же — средневековое рабство с редкими проблесками цивилизации. И внешний контроль не делает человека свободным, только внутренняя воля.
http://www.youtube.com/watch?v=NbAf3FZETjw
Будем ждать, пока сменятся комиссии всех уровней, пока люди выдавят из себя рабов, по капле. До этого момента — пользоваться теми слабыми возможностями принятых законов, чтобы несвободных людей толкать в сторону порядка.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. С. Пушкин, «К Чаадаеву»
Удивительно, на днях довелось прочесть эти строки Пушкина. Как странно показалось это слово «Отчизна». Что-то из давно ушедшего детства.
Какая уж тут Отчизна, когда люди на своих же костях пляшут…
Что-то вспомнила я наши выборы в совет депутатов.Сегодня нашла статью http://istra.bezformata.ru/listnews/viktor-feoktistov-umeyu-stavit/12636598/.Вот там проскочила фамилия Иван Герасимов из «Молодежной Инициативы», который вместе с Сенченко писал жалобы(якобы мы агитировали,подсматривали ))) ) на меня и Диму. Да…..одна шайка!!!