Кто взорвал Новый Иерусалим
Развалины Ново-Иерусалимского монастыря, взорванного немецкими войсками 10 декабря 1941 года
Декабрь 1941 г.
Место съемки: Московская область
Автор съемки: Иванов-Аллилуев С.
РГАКФД , 1-36974
В ноябре-декабре 1941 года город Истра оказался в центре ожесточенных боевых действий под Москвой.
Бой за Истру начался в ночь с 25 на 26 ноября, когда дивизия СС «Райх» предприняла при поддержке 40-го корпуса 10-й танковой дивизии решительный штурм «Истринской цитадели» — ансамбля Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. По данным боевого отчета дивизии СС «Райх», «окраина города и, в особенности, цитадель … были тщательно укреплены…». Перед началом штурма взорам эсэсовцев представилась «крепость … со средневековыми стенами, переходами и башнями, а также надежными казематами и роскошно-помпезной православной церковью, стоявшей посередине, — мощный и почти неприступный бастион».
Воздушный и наземный бой за город продолжался еще до полутора суток. Во время осады в исторические здания монастырского ансамбля неоднократно попадали снаряды, причинившие им частичные разрушения.
По свидетельству одного из гитлеровцев, «… под многоярусными сводами монастыря, половину которого занимал собор и музей с дорогостоящим собранием старинных картин, фаянса и мебели .., разместился госпиталь, где тяжело раненые немецкие военнослужащие «спасались от бомбежек и холодов».
По данным санитарного лагеря 40 корпуса 10-й танковой дивизии от 27.11.1941 г., в «цитадели» находилось 2400 больных и раненых. «Спасением» от русских морозов для завоевателей, по всей видимости, явились оставшиеся в неотапливаемом соборе коллекции мебели и икон. Ценнейшая коллекция икон полностью сжигается, фонды отделов природы, истории и социалистического строительства уничтожаются.
Немецкое командование стремилось удержаться на Истринском водохранилище и реке Истре, чтобы отвести свои главные силы на рубеж рек Ламы и Рузы. Фашисты взорвали плотину Истринского водохранилища. Уровень воды поднялся до 4-х метров, что затруднило действия наших войск. Одновременно артиллерия противника открыла сильный огонь по городу Истре. Уничтожив такие стратегически важные объекты, как плотину, мосты, переправы, и заминировав подступы к разрушенному городу, 10 декабря 1941 года саперы 614-го полка дивизии СС «Райх» взорвали ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Взрывы сильно повредили Воскресенский собор и его внутреннее убранство, уничтожили верхние ярусы башен крепостной ограды и надвратную церковь. Погибли колокольня и западные опорные пилоны собора, которые несли на себе своды центральной части и шатер ротонды. Одновременно были сожжены все остальные здания монастырского ансамбля. Комплекс Трапезных палат, где располагалась основная экспозиция музея, сгорел, своды второго этажа обрушились. В огне погибли невывезенные экспонаты — коллекции икон, мебели, часть библиотеки, архива и фонды отдела природы.
11 декабря, в ходе тяжелейших боев, город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
С 1942 г., по мере освобождения советской земли, музеи включаются в работу по учету ущерба, нанесенного гитлеровцами нашей культуре. Первым свидетельством работ по учету ущерба в МОКМ является акт, составленный Комиссией из представителей ГИМа и Института истории материальной культуры Академии Наук СССР.
24-25 января 1942 г. представителями комиссии было установлено: «взорваны: все восемь башен монастырской стены и надвратная церковь над „Святыми вратами“; центральный памятник музея-монастыря, знаменитый Воскресенский собор с колокольней, особенно сильно пострадавший в своих основных частях от взрывов, произведенных в нем немцами, при отступлении из Истры. Сожжены: комплекс зданий — царский дворец, Вифлеемская церковь, настоятельские покои, в которых был размещен Московский областной музей. Кровля сохранилась только над церковью; братский корпус с трапезной (бывший дворец Татьяны Михайловны); три каменных корпуса, примыкающие к северной и восточной стенам монастыря; деревянные одноэтажные постройки, как то: клуб музея в юго-западном углу ограды, канцелярия, две лаборатории и жилой домик сотрудников около Гефсиманской башни сожжены дотла.»
http://lostart.rosculture.ru/svodnyj…/tom12/kniga1/
а также:
Из Викепидии:
Великая Отечественная война
К началу войны экспозиция занимала 42 зала. Музей, как большая часть учреждений Наркомпроса, не имел плана эвакуации. Приказ об эвакуации поступил в июле. Часть экспонатов была спрятана в тайниках, оборудованных сотрудниками музея на территории монастыря. Краеведческую экспозицию и выставку в соборе (картины, мебель, фаянс) не успели демонтировать. Наиболее ценные предметы (в основном изделия из драгоценных металлов, церковное облачение, некоторые книги) и художественные коллекции были упакованы в ящики и вывезены в Москву в начале ноября 1941 года. Из Москвы они были отправлены в Алма-Ату. В августе 1943 года экспонаты Истринского музея возвратились в Москву.
Город Истра был занят немецкими войсками с 27 ноября по 11 декабря 1941 года. В Воскресенском соборе монастыря располагался госпиталь на 2400 раненых. При отступлении 10 декабря 1941 года сапёры 614 полка дивизии СС «Райх» взорвали здания Новоиерусалимского монастыря. Обрушились ротонда Воскресенского собора, колокольня, верхние ярусы башен ограды и крепостная церковь, сгорели Трапезные палаты. Большая часть экспонатов, оставшихся на его территории погибла от взрывов и последующих пожаров.
(2419 просмотров)
Общепринятая точка зрения плоха тем, что ей всегда находится много подтверждений в виде статей.
На истранете дали ссылку на фотографии, вот они гарантированно подтверждают основную версию.
http://history-foto.livejournal.com/126638.html
http://i2.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/002258/2258454.jpg
Страшные снимки, Павел!
Завтра к нам едут с мониторнгом ребята из Минульта РФ. А прошлом году клялись, что ни одного высотного здания на Пролетарской-Морзова больше не будет. Меня включиили, как члена совета ВООПиК, в мониторинг, посмотрим, как на самом деле будет
Бабуся моя, связистка, державшая связь с Москвой на старой почте, пока не рухнула стена и начальник не сказал: «Надя, беги, спасай детей» — мою 11 мес маму и дядю 4-х лет, скатилась по Пролетарской горе (жили около речки, Пролетарская, 114), схватила детей и помчалась спасаться неведомо куда — отдельная история. Но она чётко говорила, что монастырь взорвали немцы. Живопись о том, как летели камни и по Истре плыли в крови трупы, пока оствим — это ее рассказы, которые я привела в биографии. Как ниб опубликую.
Светлана, покажите мониторингу еще Розу Ветров. В ней уже 23 этажа, вместо разрешенных 19-ти.
Павел, в нашем городе разрешено строить только до 27 метров, т.е., до 9 этажей! И это постановление у меня есть! Утверждено Громовым вторично в апреле прошлого года!!!!
Завтра приезжают представители Минкульта РФ. Думаю, этот вопрос будет обсуждаться, тогда и напишу. Про эту «розу» ужаснулся Соседов (председатель ВООПИК МО), когда увидел ее из окна электрички. Кстати, Савельев в очередном интервью на «Истранете» говорил в лицо жителям неправду, что строительство на Пролетарской и Морозова идет в рамках закона. Как такой человек может быть мэром города? Думаю, что эту тему для продолжения обсуждения нужно перенести к нам. Сейчас попробую.
Кстати, сегодняшний мониторинг не приехал, инспектор вдруг заболел. Я подозреваю, что кто-то очень внимательно читает наш сайт и делает определённые телодвижения. Как вы думаете?
Кто-то, конечно, читает, но не думаю, что руки у них до минкульта дотягиваются. Скорее всего, действительно заболел.
То. что можно объяснить просто — следует объяснять просто. если нет явных доказательств обратного.
Доброго дня, Граждане! Вы говорите читают — однозначно! Мне даже распечатки показывали. Ну, не то что бы показывали, а размахивали стопкой. Удалось разглядеть мой аватар, когда страничка подвернулась. и что ведь не жалко им на цветном принтере распечатано, в цветах и красках. А вы говорите…