Классно быть белой вороной
Прот. Димитрий Смирнов: Откуда вы приехали?
Учащиеся: Люберцы.
Прот. Димитрий Смирнов: Из Люберец, ясно. И вы из какого-то храма или клуба?
Преподаватель: Батюшка, я объясню…
Прот. Димитрий Смирнов: Но я хочу с ними.
Преподаватель: А, хорошо. Ребята, давайте, не бойтесь.
Учащиеся: Храм Преображения Господня, воскресная школа «Зёрнышко».
Прот. Димитрий Смирнов: А почему называется «Зёрнышко»?
Учащиеся: Так назвали…
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это понятно. А почему назвали «Зёрнышко»? Вы птички что ли?
Учащиеся: Если есть зёрнышко, то будет и росток, и если постараться, то будет колосок.
Прот. Димитрий Смирнов: А-а… Вы, значит, сельским хозяйством занимаетесь? Нет? Ну так а почему «Зёрнышко»-то? Вот храм Преображения – понятно, почему. Тут вопросов нет. А почему «Зёрнышко» — это интересно. Так вы не знаете?.. Беда с вами, да…
Учащиеся: Начало знания.
Прот. Димитрий Смирнов: Знания? Какого знания?
Учащиеся: Зёрнышко…
Прот. Димитрий Смирнов: Значит, сельским хозяйством будете заниматься? Аграрии. Будущие крестьяне, да? Ну это вообще-то замечательное дело, я очень рад.
Хорошо, а мне вот кто-то от вас звонил, и попросил устроить эту встречу. А у вас есть какое-то желание что-то у меня спросить?
Учащиеся: Вопросы, да.
Прот. Димитрий Смирнов: Да? Хорошо.
Преподаватель (передаёт записки с вопросами): Вот часть вопросов, это дети писали, а вот это взрослые. Мы хотели бы сначала тему обозначить: как учиться в обычной школе и как в православной. Вот разница большая? Иногда ученики говорят: «А как мне отвечать, как в воскресной школе или как в обычной?», всё-таки разница есть.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, а в чём разница?
Преподаватель: Вот, говорят всё время, что разница есть большая.
Прот. Димитрий Смирнов (читая вопрос): Это главная тема… «Можно ли уходить с ненавистных уроков?»
Преподаватель: Это один из вопросов, которые дети задали.
Прот. Димитрий Смирнов: «… или прогуливать или специально опаздывать?» У, какие… Сурово… А какие уроки ненавистные?
Учащиеся: Алгебра, математика, технология.
Прот. Димитрий Смирнов: А технология чего? Сельского хозяйства?
Учащиеся: В обычной школе технология – это изучение компьютера.
Прот. Димитрий Смирнов: Это ненавистно?
Учащиеся: И алгебра.
Прот. Димитрий Смирнов: Алгебра… Понятно… Но я даже не представляю, какая у вас там алгебра, это просто смешно, алгебра для детского сада. Да… Ну ладно, понятно.
Преподаватель: Батюшка, расскажите нам вот о чём: в воскресной школе они знают, как себя вести, а в обычной школе можно по-другому вести себя.
Прот. Димитрий Смирнов: Но всё-таки поведение, оно зависит от внутреннего устроения человека, а не от того, в каком он месте находится. Хорошо воспитанный человек, он и в спортзале, и в церкви, и в театре, и в магазине ведёт себя хорошо. А так, если каждый раз поведение меняется, то это уже какое-то психическое заболевание.
Преподаватель: Нас это настораживает, батюшка. Вот они говорят: «Мы такие хорошие в воскресной школе, а в обычной школе мы другие, потому что там все другие». Не хочется быть белой вороной в школе.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не знаю, по-моему, белая ворона – это очень красиво. И потом, я знаю, есть такое выражение у детей, звучит так: «Круто!». Серая ворона – это обычно, чёрная реже встречается, а вот белая ворона – это круто. Поэтому, мне кажется, нужно не растворяться в среде, а отличаться. Если алгебра, то «пять»; если одежда, то красивая; если поведение, то отличное; если воспитание, то превосходное, чтобы все говорили, что девочка воспитана, как королева. По-моему, это круто. Тем более хамья всякого, непослушания, прогулов, бездельничанья, криков – этого и так достаточно, кто-то должен быть нормальным. И вот этим нормальным элементом в школе должна быть воскресная школа. По-моему, это неоспоримо. Не так ли? Как, согласны со мной?
Учащиеся: Да.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот, давайте начнём… Есть такое выражение, может слышали: «Задавать тон».
Учащиеся: Да.
Прот. Димитрий Смирнов: Оно идёт из церковной службы. Регент задаёт тон, и весь хор поёт ровно и слаженно, если регент не задаёт тон, то всё рассыпается. Так же и человек, который ходит в воскресную школу, он должен всей остальной школе задавать тон. А так как лучшее – это враг хорошего, то все за вами потянутся. Сначала будут сопротивляться, может быть, даже дразниться. Надо относиться к этому, как король и королева: невозмутимо и без всякого интереса.
Вот я помню такую девочку, сейчас это уже взрослая женщина, Катя, мама её ещё ходила к нам храм, мама уже умерла, к сожалению. Это было довольно давно. Катя, как дома было принято, соблюдала пост. В то время, когда я был такой, как вы, на дворе и в школе бушевала советская власть, она была безбожная, и всё то, что было связано с Богом, с Церковью, преследовалось, не поощрялось. И вот, однажды, когда прозвенел звонок на большую перемену, все ребята ринулись в буфет, Катя достала морковку и начала есть. Учитель понимает, в чём дело, и спрашивает: «Катя, а почему ты не съела из буфета пирожное, а ешь морковь?», а она отвечает: «Пирожное – это вредно, а морковь – это полезно». И всё, и сказать-то нечего.
Каждый из вас должен выбрать для себя манеру поведения и её придерживаться. Поведение может быть многообразным. Между прочим, у каждого слоя общества своё поведение, своя одежда, свои сленги и так далее. Есть что-то общее, что их объединяет, например, матерщина во всех слоях общества есть. А есть нечто специфическое. И в школах тоже самое.
Я условно могу манеру поведения разделить на две части: поведение благородного человека и хамство. Я бы предпочёл, чтобы те дети, с которыми я общаюсь, выбрали поведение благородного человека. Во-первых, это труднее, а раз труднее, значит, это круто. Половину тетрадок забыть, а остальные разбросать – это каждый дурак может. А вот собрать всё аккуратно, приготовить все уроки, получить хорошие оценки – вот это трудно. Если человек делает то, что трудно – это благородно. А то, что делают как все – это хамство. Очень важно стремиться к благородному поведению, к благородной одежде, к благородной речи, потому что наша жизнь – жизнь взрослых людей я имею в виду – тоже различается от того, что человек в эту жизнь привносит. Один человек привносит в жизнь разрушение, преступления, предательство, злобу, а другой строит, украшает, облагораживает. И от того, какую манеру поведения вы выберете, зависит ваша дальнейшая жизнь: будете ли вы счастливы или несчастливы. Ведь хамы всё разрушают, и только благородные люди строят, украшают. Вот ответ на ваш вопрос.
«Уходить с ненавистных уроков»…
Ненавистным урок становится только по одной причине, эта причина называется «ни бум-бум», можете даже за мной повторить. Александр Сергеевич Пушкин до сих пор непревзойдённый гениальный русский поэт, но в математике был «ни бум-бум», поэтому она ему не нравилась. Нравится только то, что человек понимает. То, что он не понимает, ему нравиться не может. А если предмет ненавистен, сразу можно сделать вывод, что человек в нём «ни бум-бум».
Тут есть два пути, и они прослеживаются не только в этой ситуации. Вот, например, есть такое свойство у всех людей, а у детей оно даже ярче проявляется – зависть. Вот, допустим, если перейти к алгебре: некий человек А завидует человеку Б. А такое проявление как зависть называется страстью. «Страсть» в переводе на русский язык означает «страдание». Каждая зависть в человеке заставляет его страдать. А как избавиться от страдания? Есть два пути. Первый – трудный – это избавиться от зависти внутри себя. Есть второй – более лёгкий – избавиться от того человека, к которому испытываешь зависть.
Все революции совершаются из-за зависти. У одних что-то есть, у других – нет. Человек завидует и хочет либо отнять, либо убить и завладеть. И благородный человек старается избавиться от зависти, а хам старается избавиться от того, кому он завидует.
Так же и здесь, с этим предметом – тот же самый механизм. Чтобы предмет перестал быть ненавистным, нужно в нём разобраться и понять, и он станет любимым. И не понадобится ни прогуливать, ни срывать урок, ни ещё что-то подобное. А наоборот появится возможность из этого предмета извлечь для себя большую пользу…
Вы что-то хотите спросить, деточка?
Ученица: Да. А от ненавистного учителя можно уйти?
Прот. Димитрий Смирнов: А зачем? Дело вот в чём. Что такое школа? Для чего она придумана? Может, вы не знаете, вам скажу… А если знаете, кто-нибудь, может, поднимет руку и скажет, для чего существует школа? Пожалуйста…
Ученица: Учиться.
Прот. Димитрий Смирнов: Так. Ещё кто что скажет?
Если школа существует, чтобы учиться, зачем человек вместо того, чтобы учиться, избавляется от учителя, избавляется от предмета, избавляется от урока? Какое-то противоречие. Нет, у школы есть гораздо более важная задача, чем учиться. Кто знает?
Учащиеся: Может, чтобы социализироваться? Вступить в общество.
Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо. Тогда вы мне должны рассказать, что такое «социализироваться», потому что я не совсем уверен, что вы знаете, что это такое… Ну так что это такое?
Учащиеся: Научиться принимать в общественной деятельности непосредственное участие.
Прот. Димитрий Смирнов: А зачем?
Учащиеся: Чтобы приносить пользу себе и обществу.
Прот. Димитрий Смирнов: Это уже ближе. Но я скажу вам без употребления латинских слов. Вы латынь не изучаете в школе?
Учащиеся: Нет.
Прот. Димитрий Смирнов: Школа существует для того, чтобы подготовить детей к взрослой жизни. А она состоит не только из пользы, которую куда-то надо приносить или относить. Школа – это такая подготовка. А в жизни встречаются люди разные, встречаются очень хорошие, встречаются прекрасные, встречаются негодяи и законченные преступники. И нам надо научиться с ними взаимодействовать. Поэтому наоборот, если нам встретился в школе какой-то трудный человека для нашего восприятия, надо понимать, что вряд ли он отпетый негодяй, может быть, у него есть какие-то недостатки, но нам нужно научиться с ним общаться так, как общаются остальные взрослые люди: учителя, родители, директор, завуч и так далее. Они же как-то общаются. Ведь если воспринимать человека исходя из собственных чувств, то мы никогда не научимся жить взрослой жизнью.
Представьте себе, вы устроились на работу, а начальник вам ненавистен. И вы будете, как школьник, всячески свою ненависть ему выказывать. Уверяю вас, через две недели вас выгонят. И вы придёте на другую работу, на другой работе позвонят этому начальнику, который скажет: «Вы знаете, я этого человека не советую брать на работу, потому что он вместо того, чтобы работать, бесконечно выясняет какие-то отношения, не слушается начальство». И всё. И вместо того, чтобы купить себе тапочки и водички, чтоб попить, придётся пить её из-под крана, и питаться из контейнеров, куда люди выбрасывают недоеденную пищу. А если научимся общаться с людьми, тогда сможем и с любым начальником, какой бы он ни был, найти общий язык. Потому что начальнику что важно – чтобы была сделана работа. А работа для школьника – это его учёба. Вот, собственно, и всё. Хорошо учится – учитель доволен. Какого ученика учитель называет хорошим учеником? Того, который хорошо учится. И ещё – хорошо себя ведёт, что выражается в том, что он не хам, а благородный человек. Кто не согласен? Нет таких? Ну, вот видите, как хорошо.
Ну, теперь перейдём уже к вашим вопросам.
«Почему мы совершаем так много грехов, а Бог нас прощает?»
Ну, во-первых, это неизвестно, прощает ли Он нас. Мы все в течение этой жизни сдаём всякие экзамены, и на них выясняется, простил ли Бог или нет. Что такое «простил»? «Простил» – это значит, что грех исчез.
Вернёмся к моей любимой теме. Любимая она для меня потому, что для детей вашего возраста это характерное свойство. Называется хамство. Все дети, как правило, ведут себя, как хамы. Почему так? Вы законы Хаммурапи, вавилонского царя, проходили? В этих законах, выбитых на камне, который дошёл до нас, в одной из строк говорится, что детей, которые хамят взрослым, полагается убивать. Поэтому когда в Древнем Вавилоне хамов убивали, то они очень быстро исчезали. Во-первых, все, кто захотел нахамить, боялись, потому что никому не хочется умирать. А потом, это больно. А во-вторых, сами хамы исчезали, и дети не учились друг у друга хамству. А сейчас хамство – это самое распространённое явление среди школьников, поэтому на нём лучше всего и остановиться.
Вот, в один прекрасный день, в воскресенье, 10-го числа некоторая девочка или мальчик перестали хамить. Что это значит? Это значит, Бог им простил. А если человек продолжает хамить, то грех с ним остаётся, ничего ему не прощается. Он так с этим грехом живёт, укрепляется в своём хамстве, развивается, всё больше хамеет, больше-больше-больше, пока не уничтожит сам себя. Так что это заблуждение такое насчёт того, что Бог нас прощает. Бог нас прощает только тогда, когда мы осознаём грех в себе, вступаем с ним в борьбу и с помощью Божией побеждаем. Что значит «победа над грехом»? Вот, допустим, я был обжорой, а теперь перестал быть обжорой – это значит, Бог меня простил. Или я был болваном, а теперь я отличник – это что значит? Значит, Бог меня простил. Я уже не болван, а хороший и отличный ученик.
«Когда к нам приходит Ангел-Хранитель?»
Каждому человеку при рождении даётся Ангел-Хранитель. Каждому. И при Крещении даётся ещё второй. И они никогда нас не покидают. Поэтому в утренних и вечерних молитвах обязательно есть обязательно молитва и к ним.
«Какая длина юбки должна быть у православной девушки?»
Такая длина, которая демонстрирует её скромность и целомудрие, то есть она должна на себя посмотреть в зеркало и внутренне ответить на два вопроса: «Эта одежда скромная? Эта одежда целомудренная?», если ответ внутри сердца будет «да», то значит, так и есть. Не то, что «я видела там-то», «у Аллы Пугачёвой то-то», «у Валерии такая-то юбка». Нет. Именно исходя из внутреннего чувства. Это человек сам определяет. Потому что если девочка уже развращённая, у неё будет и одежда соответствующая. Если девочка уже нескромная, то это всё будет отражаться в одежде. А одежда должна быть у девочки о целомудрии и о скромности, потому что в православии ценится это. Скромность и целомудрие. Не только для девушки, то же самое относится и к юноше.
«Каким святым нужно молиться о том, чтобы улучшить жилищную площадь»
Если в Москве, то обычно молятся Даниилу Московскому, он у нас первый князь, с него началось расширение Москвы, что привело к тому, что она стала столицей. Но вообще-то жилищную площадь расширяют не так. Молиться нужно всегда, и этим можно ускорить процесс, но всё-таки площадь улучшают трудом.
Не так давно на том месте, где мы сидим, было 54 гаража. Мы вывезли эти гаражи отсюда, их сломали, и построили вот этот зал, который используем и как спортивный, и как театральный, и как большую аудиторию – такой многофункциональный. Истратили на это миллионы рублей. Молились? Молились, конечно. Но ещё деньги зарабатывали, ещё их тратили, ещё нанимали рабочих. А если просто сидеть и молиться: «Господи, чтобы мне бы спортивный зал», ничего не выйдет. Жилплощадь нужно умножать трудом. Потрудился, старую квартирку продал, свои денежки, которые заработал, приложил, и купил новую. А чтобы хорошо зарабатывать, нужно хорошо учиться, и сейчас нет такой работы, где был бы не нужен компьютер. Так что кто хочет жить всё время тесно, тот всегда будет против алгебры, против информатики, и вырастет по отношению к остальной публике болваном. Он будет бороться с учителем, он будет прогуливать уроки, но придётся жить тесно, и ждать, что ему с неба упадёт пятикомнатная квартира. Это глупо. А, собственно, невозможность разобраться в школьной алгебре и в информатике на уровне школы и говорит о глупости этого человека, потому что это задача вообще для детского сада.
«В каком возрасте любят?»
В любом.
«Какие православные школы есть в центре Москвы?»
В самом центре знаю только одну – это в Старых Садах в Китай-городе, центральней не знаю.
«Что нужно делать, чтобы улучшить отношения в семье?»
Очень хороший вопрос. Известно, что у глухонемых практически не бывает разводов. Почему? Не ругаются. Поэтому, если в семье из восьми человек кто-нибудь один перестанет ругаться: что-то выяснять, доказывать, об отношениях говорить, дуться на другого, сплетничать, жаловаться, то уже на одну восьмую часть атмосфера улучшится. Один человек не может заменить головы и сердца другим семи людям, но он может изменить своё отношение. И уже другие приглядятся, и увидят, что он и не ругается, и не жалуется, он ни в какую партию не входит, ни чью сторону не принимает, а наоборот действует, как сказано в Евангелии: «блаженны миротворцы». И кто-то второй захочет пойти по этому пути. А если захочет второй, то это уже будет четвёртая часть, 25 процентов от семьи станут на эту сторону, и атмосфера ещё улучшится. И так далее, пока все восемь человек не придут к тому же, кроме, может быть, самого последнего, самого старого – им труднее всего. И атмосфера очень здорово улучшится. Но начинать нужно с себя.
Пойдём дальше.
«Как в школе нужно молиться перед едой, если ты веришь в Бога, а твои одноклассники нет?» Молиться, как и всегда: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Потом еду перекрестить и начать вкушать. Верующие они, неверующие…
Я вот помню, я ещё был школьником, правда, более старшим, чем вы, пришёл в одну семью уже воцерковлённую и увидел, что они молятся перед едой. Мне так понравилось, что я с того времени тоже стал молиться.
Я говорю, воскресная школа в своей обычной школе должна быть примером поведения. Даже кошка перед едой молится. Вот вы обратите внимание, у кого есть кошки дома: кошка не набрасывается на еду, она подождёт какое-то время, а потом уже приступает не спеша. Это она так молится. А люди тем более.
Не молится перед едой только хам, потому что хам считает, что ему все должны. А мы-то с вами как аграрии знаем, что чтобы вырастить хотя бы один хлеб, нужно зерно, нужна земля, нужно пахать, нужно удобрение, нужно поливать, потом собрать зерно, нужно его обмолотить, потом размолоть, потом из этого выпечь хлеб, потом его привезти в школу, а потом только есть. И это всё делают другие люди. Наше дело – только есть. Но хотя бы поблагодарить-то надо. Благородные люди всегда благодарят, и мы своё благодарение начинаем с благодарения Бога. Что нам стесняться своей веры? Разве в вере что-то есть плохое? Наоборот. Мы, как белые вороны, никто не молится, а мы молимся. Всё. Потом, глядишь, и другой начнёт молиться, а кто-то, может, начнёт дразниться, и пускай. Мы-то не будем дразниться, потому что мы же не хамы. И плакать не будем. Пусть он дразнится. Обезьяны тоже друг друга всё время поддразнивают.
Мы же благородные люди, мы будущее страны, мы созидатели, мы творцы, мы всем рады, мы ни с кем не конфликтуем, ни с кем не дерёмся, нам хорошо. Нам должны подражать. Почему? Потому что христианин – это самый крутой человек. Не боится ни смерти, ни дразнилок, ни уроков, ни учителей, ни болезни, ни смерти, ни страданий. Он сильнее всех. И не боится общественного мнения.
Пойдём дальше.
«Что делать, когда жена – православная, а муж – иудейской веры?»
Ну что делать… Проснулся – помолился, зубы почистил, позавтракал, пошёл на работу. Отработал полдня – обед, после обеда ещё полдня поработал – пошёл домой. Домой пришёл – помолился, убрал квартиру, приготовил ужин, все вместе съели, помолился – и спать. Вот что надо делать.
Но вообще-то по правилам Церкви и по правилам иудейским брак между христианами и иудеями не совершается. Брак может быть совершён только в том случае, если люди нерелигиозные, они поженились, а потом кто-то из уверовал: стал иудеем или стал христианином. Тогда уже если другой супруг согласен с ним жить, он с ним живёт. Если по вопросам веры не согласен, они расходятся и совершают другой брак. А не так что «мне понравился юноша, он такой красивый, умный, талантливый, и я вышла замуж, а потом оказалось, что он другой веры». Это выясняется первым делом.
У нас бывает иногда так: приходит женщина, плачет: «Вот, у меня умер муж, а я даже не знаю, крещёный он или нет». Я спрашиваю: «А зачем тебе это надо знать? Если ты прожила с ним 25 лет, ни разу не поинтересовалась, почему это вдруг ты заинтересовалась, когда он умер? Какая разница? Какая тебе разница, крещёный он или нет, если вы вообще это никогда не обсуждали, вас не интересовало? Что это вдруг стоило человеку умереть, так сразу заинтересовалась?»
А для христиан брак – это особый подвиг, это строительство домашней церкви. Совершенно другой подход, не такой, как у обычных людей.
«Как можно отмечать Новый год?»
Дело в том, что никаких таких правил для светских праздников нет. Это праздник в некотором смысле случайный, поэтому как кому нравится, пусть так и отмечает. Я могу рассказать, как я отмечаю. Я стараюсь пораньше лечь спать для того, чтобы меня не разбудили петарды. Если заранее лягу, и мне удастся уснуть, то тогда уже сплю надо утра. Главная задача для меня – это уснуть, потому что если не уснёшь вовремя, то потом не дадут. А так все по-разному.
Рождество мы встречаем в храме ночью, Пасху тоже. Это наши такие определённые обычаи, которые я соблюдаю 45 лет, и пока жив, буду придерживаться. А Новый год… У нас есть и Старый новый год, и 1 сентября – Новый год. Почему Вы начинаете учиться 1 сентября? Раньше это был Новый год. Только теперь он стал новым учебным годом, а раньше это был Новый год для всего. И для аграриев тоже, потому что урожай собрали, и начинается новый год
«Как нужно отмечать День рождения в пост?»
Делать постный стол и звать гостей. Или не звать, потому что вообще-то День рождения – это такая мода недавняя. А вот раньше всегда праздновали Именины, потому что про День рождения всегда могут люди забыть, а про Именины все знают, всегда могут в церковном календаре посмотреть, у кого когда. С Именинами удобнее поздравлять
«Что нужно делать, чтобы дети слушались и уважали родителей по мере их взросления?»
Ну вот, в Древнем Вавилоне наказывали смертью. Очень эффективная мера. А главное для родителей – это не допускать хамства никогда и ни при каких условиях. Если родители или учителя или другие взрослые люди допускают по отношению к себе хамство, то тогда, посеяв это зёрнышко, они потом взрастят целую рощу непроходимого леса. Вот это самое главное.
Так, тут ещё вопросы от родителей. Интересно… А детям можно слушать? А это вдобавок, на десерт, да? Так, ну, давайте, тогда родительские вопросы разберём, а потом детские.
Ученица: Там есть детские.
Прот. Димитрий Смирнов: Я понял, да. А ты вообще взрослая или ребёнок ещё?
Ученица: Ребёнок.
Прот. Димитрий Смирнов: Ребёнок ещё. Ну хорошо, ребёнок.
«Стать взрослым для юноши – что это прежде всего?»
Это что, родители спрашивают? Интересно…
«А для девушки?»
Вопросы вообще странные, конечно. Если человек не понимает, чем взрослый человек отличается от дитя, то как можно осуществлять педагогический процесс? Задать такой вопрос – это значит потерпеть полное фиаско в воспитании. Человек троичен по своему происхождению, ибо он создан по образу Божию. Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. Троица Святая и Нераздельная. Человек – тоже троица, и тоже три ипостаси в человеке наблюдаем: мужскую ипостась, женскую и детскую. Дитя растёт, и в нём накапливаются признаки. В одном дитяти – женские, в другом дитяти – мужские. И когда мужские признаки в нём полностью поглотят детские, он полностью превратится в мужчину. То же самое и в девушке. Вот, собственно, и всё.
«Какое влияние имеют компьютерные игры на внешнее и внутреннее состояние?»
Если человек в это погружён, внешне такой человек похож на наркомана. Зависимость от компьютера вполне сравнима с наркоманией. Бывает такое же повреждение и души, и ума. Это отражается даже на биологическом состоянии человека, потому что известны случаи передозировки, когда человек умирает пред компьютером, даже весьма молодой – 14, 19 лет. Просто умирает от передозировки.
«Можно ли играть в компьютерные игры?»
Ответ: а можно ли курить гашиш? Ну конечно, можно, если хочешь скоро превратиться в наркомана и умереть. Так что если хочешь попасть в зависимость от компьютера, конечно, играй в компьютерные игры: скорее станешь компьютерным наркоманом, и полностью твоя мозговая деятельность будет порабощена компьютером. Это зависит от задачи. Если человек хочет стать идиотом и стать компьютерным наркоманом, конечно, он будет играть с каждым днём всё больше и больше, пока полностью не превратится в зависимого человека. Так же, как человек, который что-то курит, или чем-то колется, или что-то жуёт.
«Как уберечь ребёнка от компьютерных игр?»
Точно так же, как от героина. Как уберечь от проституции. Так же. Не давать этому развиваться в человеке, следить за ним. Потому что молодой человек (как говорим мы, взрослые) не соображает. Молодой человек в 13 лет не понимает опасности, а мы, взрослые, понимаем. И надо его от этого сохранить. Вот и всё. Вот на стройке ходят в касках, потому что может что-нибудь сверху упасть на голову, и все в касках, даже мэр Москвы. Мы видим, когда Собянин ходит по таким объектам, он всегда в каске. Так же и детей нужно предохранять от таких вещей и от этих ребят, которые уже попали в эту яму. От них тоже надо ограждать.
Пойдём дальше.
«Как относятся христиане к азартным играм, в том числе к компьютерным?»
Как… А христиане вообще не играют в азартные игры, ибо азарт очень вреден для души.
«Какие передачи смотреть по телевизору и на какие сайты заходить – этот выбор остаётся на нашей совести?»
Нет, этот выбор остаётся на выборе родителей. А всё остальное нужно заблокировать. Существует специальная программа. Если родители не могут это заблокировать, значит компьютера не должно быть дома. Или нанять человека, который это сделает. Иметь просто незащищённый от этих вещей компьютер – это всё равно что ядовитую кобру дома держать, и думать, укусит она моих детей, пока я на работу пойду, или не укусит. Конечно, укусит. Тут совершенно незачем гадать. Тут, как говорится, и к гадалке не ходи. Потому что все эти программы, игры создают умнейшие люди, профессионалы. Каждый из них гораздо умнее любого из сидящих здесь в зале. Создают с целью получения денег. Поэтому нам невозможно с ними соревноваться, мы не можем их переиграть, мы можем только себя от них оградить.
Ни один человек ещё не переиграл в рулетку казино, так не бывает. Как спастись от игромании? Никогда ни при каких условиях ни с кем не ходить в казино. Вообще. Нужно понимать, что игорный автомат, рулетка, любое игорное заведение – это всё равно что место, где собираются больные проказой, СПИДом, сифилисом, туберкулёзом. Зачем туда заходить? Туда надо заходить в скафандрах. А обычно маленькие дети любопытны, а взрослые ни в коем случае не должны этого допускать. Детей, конечно, надо от этого сохранять. По крайней мере до 21 года. А дальше, если уж он очень хочет быть наркоманом, тут мы взрослого человека не можем остановить, он сам себе выбирает, через сколько лет ему умереть.
«Как помочь ребёнку, ходящему в храм и воскресную школу, не чувствовать себя белой вороной?»
Про белую ворону уже поговорили. Христианин в нашем чёрном мире не только должен чувствовать себя белой вороной, а он должен ещё эту чистоту свою белую сохранить до смерти.
По этому поводу можно вот ещё о чём поговорить. Когда вас крестили, вам надевали белую рубаху. В Древней Церкви в основном крестили людей взрослых. И вот эти взрослые люди, получив Святое Крещение, в течение восьми дней ходили в этих рубахах по городу, и все их поздравляли с тем, что они стали членами Церкви. Потом они эту рубаху снимали, специальную молитву им читали – молитву осьмого дня; рубаху они стирали, складывали, и потом их в этих рубахах хоронили. Поэтому если вы придёте на отпевание в храм, вы увидите, что священники в белых одеждах в знак того, что этот человек, ставший христианином, сохранил свою чистоту. Христианин – это и есть человек, который живёт в белоснежной чистоте, которую он должен сохранять, поэтому не надо превращаться в чёрную ворону, спаси и сохрани. Господь сказал? «Я посылаю вас как овец среди волков». Христианин отличается от всех остальных благородством и белой сверкающей чистотой.
«Подросток 15-16-ти лет не хочет идти на Исповедь, он считает, что личное общение с батюшкой ничего хорошего ему не даёт, батюшка ему чужой. Что делать?»
Да ничего уже не сделаешь. Уже поздно. Могу только сказать, что это отговорка, которую придумал подросток. Потому что он идёт на дискотеку, где танцуют совершенно чужие люди. Когда он идёт в магазин что-то себе покупать, там совершенно чужой продавец. Когда его зовут на какой-то День рождения, он там знает одного-двух человек, остальные все чужие. Никогда для него чужой человек не был помехой, чтобы куда-то пойти, а, наоборот, ему даже интересно. Так что это отговорка для родителей. Когда мы идём к зубному, там чужой зубной врач. А когда мы сверзимся с третьего этажа, приезжает чужая скорая помощь и спокойно везёт в чужую больницу, а там в нашей палате чужие ребята с такими же сломанными ногами, руками, челюстями. Поэтому это натуральная отговорка для родителей, которые не знают, что делать со своими детьми. Поэтому прежде чем выходить замуж, нужно прочитать все книги, где описывается, что делать с детьми в разные возраста их жизни.
«Алкоголь, сигареты среди детей, дворовые компании. Как противостоять?»
Основной принцип такой: чтобы для дитя дом и общение с папой и мамой было в два раза приятнее и привлекательнее, чем общение с двором, с курящими ребятами, а тем более с пьющими. Чтобы дитя это общение ценило. А вот как это сделать – читайте книги. Если с папой и мамой неинтересно, а интересней в прокуренном подвале с матерщинниками, тогда что это за горе-родители, тут уже ничем не противостоять. Ты уже проиграл, товарищ родитель, битву за своих детей. Мир победил. Теперь смотри, как они на твоих глазах всю оставшуюся жизнь будут разлагаться. До полного разложения. Если не опомнятся. Такое тоже бывает. Я вот, когда воскресную школу только организовывал 20 лет назад, преподавал первый год я один. А потом уже те, кто ходил в воскресную школу, они стали педагогами. И я ставил перед ними такую задачу. Если лёжа пьяный, в собственной блевотине в луже под забором, наш выпускник через 20 лет вспомнит, что было в его жизни светлое пятно – это воскресная школа, значит ваша педагогическая задача выполнена. Мы должны ему показать дорогу. А уж он, если захочет, всегда может на неё вернуться и начать жизнь сначала. Такая же задача у родителей. Потому что ребёнок. Когда он становится взрослым, он сам жизнь строит. А то, что мы вложили, всё сейчас будет пышным цветом расцветать, а мы будем нюхать этот сад либо с прекрасными цветами либо с отвратительными. Очень многие родители узнают в детях собственные интонации, собственный набор слов и так далее.
«Я бабушка, наше поколение и поколение наших детей воспитывались на сказках, где вымышленными героями были Баба Яга, Кощей Бессмертный, а реальными героями – Иван Дурак, Илья Муромец, другие богатыри…»
Алёша Попович, Добрыня Никитич. И чего?
«… премудрые девицы. Сейчас от детей слышишь, что это скучно. И от шестилетних, и от двенадцатилетних. Сейчас внукам интересны компьютерные монстры, разные скелеты, зомби, ожившие мумии. Для них реальные герои – ведьмы и вампиры. Последние нередко выступают в образе романтических героев. Ведьмы – добренькие и очаровательные, а вампиры – с совестью и душевными муками. Что это – развитие прогресса, неизбежность или происки врагов человеческих? Дети становятся жестокими, психически неуравновешенными».
Так, значит, найдём теперь вопрос. Вопрос только один: «Что это – развитие прогресса?» – да. «Неизбежность?» – да. «Происки врагов человеческих?» – да. Всё правильно. Бабушка на все вопросы ответила. Всё сама прекрасно знает, сама зачем-то спрашивает.
Следующий вопрос. «В одной радиопередаче, которую ведёт американский пастор, рассказывается о том, как люди приходят к вере. Особенность в том, что всё равно к какой: православной, католической, протестантской, цыганской…»
Ну, цыганской веры нет.
«…иудейской…»
Иудейская есть, и то, там разные бывают ответвления.
«… Все церкви обобщаются, и выставляются одним целым, в том числе и секты. Вредно ли подростку слушать такие передачи, или надо к этому относиться снисходительно?»
Вред, безусловно, есть. Нет ничего вреднее, чем салат оливье. Нельзя смешивать картофель, горох, мясо, майонез. Мне один священник рассказывал такую историю. Из города деревню к своим родителям приехала их старшая дочка. Говорит: «Давайте, я сейчас салатик сделаю». И начинает всё резать, смешивать. А отец говорит: «Ну, мы же не свиньи». Это для свиней так корм делают – всё смешать, а потом это съесть. Так и здесь. Детям нужно давать продукт тот, который полезен и диетически выверен, там должен быть баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. В нужном количестве и в нужных пропорциях. Если ребёнок слушает протестантские передачи, то у него в голове сложится неправильная картина мира, нужно давать чистый продукт. Чистый продукт – это только православие.
Не устали ещё?.. Спишь уже, бедненький. Иди, я тебя пожалею. Водички дать? Ну ты не смущайся, поспи. Я-то хитренький, я сегодня выспался.
«Как быть? Я боюсь на людях креститься и молиться перед едой. Можно ли молиться про себя?»
Можно про себя. Но и бояться не надо. Что тут страшного-то?
«Почему плохо смотреть по телевизору всё подряд?»
Ну я только что сказал. Потому что телевизор убивает в человеке вкус, телевизор убивает в человеке мозг. Это уже разжёванный кем-то продукт. Вот представьте себе, вы пришли в какой-то ресторан, где разные блюда стоят, можно набрать себе всё что угодно, и есть. А представьте себе, что в этих блюдечках лежат уже вещи, которые кто-то ел, потом это всё изверг, а чтоб не очень пахло, ещё перец лежит. Как это есть? Вот, нечто подобное представляет из себя телевизор. Эта жвачка создана людьми с одной целью – чтобы сколько бы ты ни ел, тебе бы хотелось ещё больше. На это построены сериалы и так далее. Потому что цель-то не в том, чтобы тебя сделать умным, развитым, знающим. Цель другая, а в том, чтобы ты не оторвался и смотрел рекламу. Чем больше людей смотрит, не отрываясь, тем дороже стоит реклама. Реклама – это деньги. Телевидение – это такой бизнес, цель которого заключается в том, чтобы человека приковать к экрану. Больше никакой цели нет.
«Что особенного в том, что мы, молодёжь, ходим в штанах ниже талии вниз? Это же мода»
Ну да, это мода. А особенность в том, что носят «вниз», ниже пояса. А это: А – неприлично, Б – вредно. Вот в чём. Ну и что же, что мода? Бывает мода приличная, а бывает мода неприличная.
«Я не люблю читать, но знаю, что надо. Что мне делать?»
Я бы лучше приобрёл такую привычку – читать. Это очень развивает то место, где должны быть у человека мозги.
«Мой отец, родные (кроме мамы), друзья не ходят в церковь. Зачем мне ходить?»
Незачем. В церковь ходят не «зачем», а если есть у человека потребность. У меня мама давно умерла, папа умер ещё раньше, понятно, что они в церковь не ходят, а я упорно продолжаю ходить. Почему? Ну потому, что мне это нравится. Более того, из всей нашей семьи первым стал ходить в церковь я. А потом мой брат, а потом папа с мамой, а потом уже жёны братьев, а потом их дети, а теперь ходят их внуки. А начал я. А было мне 15 лет. При чём тут мама? Сам пошёл, сам захотел, сам стал изучать, сам захотел стать священником. Сам захотел – с вами разговариваю, не захотел бы – и не стал бы. Я хочу. Я делаю, что хочу. А вы думаете, меня можно заставить делать что-нибудь, что я не хочу? Невозможно. Хочу – пью (берёт стакан с водой, делает глоток – прим. ред.), не хочу – не пью (ставит стакан на стол – прим. ред.). Вот, собственно, и всё.
Христианство – оно только для тех, кто хочет, а не для тех, кому надо. Вера-то заключается в том, что христианин хочет к Богу, он хочет с Ним общаться, он хочет с Ним беседовать, он хочет с Ним жить, причём не только пока он здесь, на земле, а даже и после смерти. Он хочет быть всегда с Ним. А не потому, что там мама или бабушка ходят. Мама, бабушка или папа могут пример показать. Вот в нашей семье первым поститься стал отец. Это для нас всех было примером. И все стали поститься. Потихонечку, не сразу, не в первый год. Даже и не думали, что такое есть пост. Потом вот потихонечку-потихонечку… Конечно, пример играет роль. Но это только пример. Желание-то не родится из того что кто-то ходит. Очень многих детей родители водят с собой в храм, а потом – раз – и детям это уже совсем неинтересно. Но наша задача-то, помните какая, для воскресной школы? Если через 20 лет под забором… Помните? И у вас всегда есть возможность вернуться. Почему? Что такое пост – вы знаете, что такое Священное Писание – вы знаете, «Отче наш» вы знаете, как подготовиться к Исповеди, вы знаете, как причащаться – знаете. Да мы вас всему научили. Вот вам дорога. Поэтому всегда можно встать и начать новую жизнь.
Так… Ещё есть тут вопросы?
Преподаватель: На другой стороне.
Прот. Димитрий Смирнов: Так… Точно! А как Вы угадали?
Преподаватель: Я знаю.
Прот. Димитрий Смирнов: А… Вот как… Я-то думал, человек насквозь всё видит, а, оказывается, он знал заранее…
«Очень тяжело поститься, не есть мяса, молока, поэтому причащаюсь раз в год, а нужно чаще. Как заставить себя поститься?»
Не знаю. 40 лет пощусь, не чувствую никаких сложностей. Наоборот, когда пост кончается, как-то жалко. И первую неделю даже плоховато себя чувствуешь от этого мяса… Поэтому «как заставить»… Зачем заставлять-то? Не хочешь – не надо. Поститься даже полезно, это любой доктор скажет.
«С пятого класса попробовал курить, выпивать…»
А колоться почему не попробовал?
«… Сейчас не могу бросить совсем курить. Как бросить?»
Ну как… Показываю (тушит воображаемую сигарету – прим. ред.). Остальное всё – терпеть. Терпеть придётся полтора-два года. Это неизбежно. А потом уже будет только одна неприятность от табака: когда кто-то курит рядом, некурящему человеку это тяжело. Но зато помолодеешь сразу. Очень хорошо будешь себя чувствовать.
«Что такое благодать?»
Благодать – это сила Божия, которая исходит из недр Святой Троицы, которая в нас и побеждает грех.
«Кто создал НЛО?»
НЛО – это неправильный термин, потому что в переводе на русский язык эта аббревиатура расшифровывается как «неопознанный летающий объект». Эти объекты давно опознаны, это есть бесовские духовные сущности. Просто это зависит от сознания человека. Когда сознание человека было мифологично, то этих сущностей называли лешими, домовыми, ведьмами, оборотнями и так далее. А теперь, когда всё население Европы воспитано на научной фантастике, они являются в виде летающей посуды. А так, это те же самые бесовские сущности.
Всё. Я честно ответил на все ваши вопросы. Ещё есть у кого-нибудь вопросы? Устные, может, родились?
Преподаватель: Часто слышу, в основном от женщин, что они пришли в церковь, и кто-то им там что-то не то сказал, сделал замечание. Или она поставила свечку, а дежурная по свечкам эту свечку убрала, потому что ей надо было убираться. И вот эта женщина обижается, и говорит, что больше она в церковь не пойдёт. Что ей сказать?
Прот. Димитрий Смирнов: Не надо ничего говорить. Хотя у меня есть определённый текст, который я произношу в таких случаях, я его сейчас оглашу. А однажды в булочной мне кассирша недодала восемь копеек, с тех пор я не ем хлеба.
Преподаватель: Замечательно! Вот я как раз хотела бы ей что-то коротко ответить.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот так, коротко. Потому что вот как? Такое, представляете? Восемь копеек! Недодала! Я не хожу.
Учащаяся: Я учусь в школе, и у нас половина школы курят, ругаются матом, дерутся. И я не знаю, как мне быть, чтобы тоже не стать такой как все?
Прот. Димитрий Смирнов: А очень просто. Зачем быть такой как все? Тем более, я понимаю, все бы имели прекрасные манеры, все бы были безукоризненно вежливы, все были бы красивы, благородны, сильны, умны, трудолюбивы и так далее. Тогда понятно, можно было бы становиться, как все. Надо быть не как все, а надо быть лучше. Ты отличаешь хорошее от плохого? Ну, так и прекрасно. А ведь некоторые не отличают. То, что я считаю хорошим, человек считает плохим. Вот это уже тяжелее, а раз ты отличаешь, то что ж… Тебе главное – быть твёрдой. Не сдаваться.
«Здравствуйте, отец Димитрий…»
Здравствуйте!
«…Подскажите, пожалуйста, что делать…»
Сейчас подскажу, хотя подсказывать нехорошо. Потому что получается так, что человек не выучил, а мы ему будем подсказывать, и он даром получает то, что он не заработал, а это вредно.
«…Взрослые дети, состоящие в браке, не хотят венчаться, а объяснение, что они живут во грехе, и от этого страдают их дети, не помогает»
Советую купить карабин «Сайга». Ставишь между лопаток и ведёшь в церковь. Всё. «Если не повенчаетесь, всех застрелю». Но от этого брак не станет прочнее. Понимаете, совершенно глупо уговаривать человека венчаться. Должна быть другая ситуация: такая, что я выхожу из церкви, а в снегу должно стоять шесть пар, которые должны со слезами на глазах протягивать ко мне руки, и говорить: «Умоляем Вас, батюшка, повенчайте нас ради всего святого!». Вот как должно быть, а не уговаривать. Зачем уговаривать, если им это не нужно, если они не понимают, что это такое. Никакой нужды нет в этом.
Так же и креститься. Зачем креститься, если человек не собирается быть христианином? Покрестили парня, когда ему было год или полтора, носили в церковь, водили, а в 15 лет он заявляет: «А мне батюшка чужой». Спрашивается, зачем его крестили-то, если даже не смогли воспитать в нём христианина? Додержать смогли только до 15 лет. Смысла нет. А у человека должно быть всё осмысленно. То место, где должен быть мозг, должно работать. Правда? Как, согласны со мной?
Ученица: Да.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Я очень рад. Потому что сейчас одна надежда на девочек. Я на тебя очень надеюсь. Хорошо бы встретиться с тобой лет через 10, поговорить, посмотреть, какая ты станешь.
Ещё вопросы есть?
Мама одной из учениц: Батюшка, вопрос непосредственно об Основах православной культуры, которые вводили-вводили в школах, и так и не ввели. Причины не понятны, почему не ввели.
Прот. Димитрий Смирнов: Очень понятны. Потому что вся учительская корпорация и часть родителей этому сопротивляется, вот почему. А знаете, почему? А потому что им это не надо, они в этом ничего не понимают, а некоторые даже боятся. А знаете, чего боятся? Боятся всё ту же белую ворону. А раз они боятся, то тут уже ничего не сделаешь.
Мама одной из учениц: Я в школе работала до недавнего времени. И у нас, когда моя дочка училась в первом классе, мы решили в этом классе приглашать священника для беседы, хотя бы раз в месяц – по возможностям священника. Так мы собирали подписи со всех родителей, то есть мы делали образец заявления: «Я разрешаю своему ребёнку посещать…», мы пошли с этими заявлениями к директору, чтобы директор школы нам разрешила, и только когда мы подкрепили своё желание документально, тогда нам разрешили пригласить священника в класс. Но потом, к сожалению, уволилась эта учительница, которая была классным руководителем. И всё, у нас это дело закрыли. Но я не об этом хочу сказать, а о том, как мы боялись и подстраховывались. А просто так мы не могли?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну вы советские люди-то, поэтому вы всего боитесь. Хорошо, сейчас ещё солнца нет, а то ведь бывает от солнца тень, а многие тени боятся. Смотрят, думают: «А что это тень?» А представляете, белая ворона? Это ужас, ужас, ужас. Сразу ужас наполняет всё.
Мама одной из учениц: Как оградить ребёнка от компьютера, если я сама постоянно работаю на компьютере?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну как? Поработала и выключила.
Мама одной из учениц: Но ребёнок говорит: «Ты работаешь, ты постоянно сидишь за компьютером, я тоже буду сидеть за компьютером», отталкивает, и пытается сесть. Как объяснить ребёнку?
Прот. Димитрий Смирнов: Да нет проблем. «Сыночек, иди купи себе. Это мой компьютер, это орудие моего труда». Что ребёнок? Ну представьте себе, моя дочка или моя жена вдруг подходит, садится в мою машину и едет.
Мама одной из учениц: Я пытаюсь это объяснить, но она не хочет даже меня слышать, вот она сидит перед Вами.
Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, я бы в одно касание решил этот вопрос. В одно касание. Но если мама не знает, что делать с девочкой, ясно, что педагогический процесс окончен.
Есть ещё такая форма. Ты взрослая? Взрослая. Хорошо. Плати за квартиру, за свет, за газ и за питание. И за одежду, и за мыльный порошок, и за шампунь, и за мыло. И за воду: и за горячую, и за холодную. Тогда будешь тут вообще выступать. Всё.
Мама одной из учениц: Это происходит очень часто…
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, очень часто. Тут не о чем говорить. Вы прекращаете с этого дня её кормить, обстирывать и что-либо покупать. «Если ты дочь, ты должна меня слушать. Если я тебе не мать, а ты мне не дочь, живи сама. Я тебя не выгоняю, потому что ты здесь прописана, но ты должна платить свою долю. Сколько нас в семье? Четверо? Вот четвёртую часть будь добра первого числа на стол. К холодильнику не подходи. Ты его покупала? Ты туда что-нибудь положила? Если хочешь, ты можешь работать и по дому, я согласна тебя нанять. Ты будешь на всю семью стирать, ты будешь на всю семью мыть посуду. Я тебе за это буду платить. Вот и копи, пожалуйста. А когда ты заработаешь больше, чем стоит твоя доля в квартире, можешь копить и на компьютер. С 14-ти лет по Конституции человек у нас может работать, завести трудовую книжку, он имеет паспорт. Раз она такая самостоятельная. И если она придёт с работы, и у неё будут силы ещё что-нибудь на компьютере делать – да пожалуйста. Но на собственном. С собственной розеточкой. И всё.
Надо быть хозяйкой в своём доме. Ну это же смешно, что дети нами властвуют.
Мама одной из учениц: Но получается так, что…
Прот. Димитрий Смирнов: Тогда разведитесь с ней, и всё встанет тут же в норму, она будет не только шёлковая, а этот шёлк будет полированный.
Мама одной из учениц: Спасибо.
Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Увидите результат. Это мы взрослые можем неделю без еды, а они двух дней не протянут.
Ученик: А вот там вопросы от детей, там на другой стороне ещё есть вопросы.
Прот. Димитрий Смирнов: Да что Вы? Идите, покажите. Нет, правда…
Это значит, что его вопрос как раз с этой стороны, поэтому он и знает.
«Можно ли смотреть иностранные фильмы? Как Вы относитесь к каналу ТНТ и СТС?»
Отношусь как к вредному явлению нашей жизни. Иностранные мультфильмы – это, конечно, вредоносная вещь. Я, когда натыкаюсь случайно, конечно, больше 10 секунд выдержать не могу. Считаю, что это вредно. Вообще, когда у меня родилась дочка, первое, что я сделал – это выбросил телевизор. Вообще. У меня 21 год не было дома никакого телевизора. Это были самые счастливые годы нашей жизни. Зато она выучила пять иностранных языков, окончила университет, теперь она преподаёт, занимается и наукой, и преподаванием. Кстати, прекрасно владеет компьютером, гораздо лучше, чем я.
Телевизор – это то, что разжижает мозги. Если человек хочет кем-то стать, телевизор вообще нельзя смотреть. Мультфильмы – это вообще для идиотов. Также и ужастики сюда же можно отнести.
«Обязательно ли ходить на вечернюю службу в субботу?»
Опять, что значит, обязательно? Что за обязанности? Я даже не знаю, с чем это сравнить. Для меня это как есть и дышать. Обязательно ли есть?
«Можно ли православной девушке краситься и делать маникюр?»
Ну конечно, можно, только вот такой вопрос: «Зачем?».
Дорогие девочки, вы состаритесь гораздо быстрее, чем вам кажется. Тогда вам придётся подмазывать облупившуюся штукатурку. Но сейчас, пока у вас естественный свежий цвет лица, зачем из себя изображать 45-тилетнюю женщину? Это всё и так у вас будет. А вот такого цвета лица, как сейчас, у вас уже не будет никогда. Поэтому это как-то глупо. Ну просто глупо. Если у вас сейчас что-то и есть драгоценное, то это только молодость. Всего остального у вас просто ничего нет. Ума нет, образования нет, жизненного опыта нет, навыков никаких нет, то есть ничего не умеете. Единственное, что в вас есть – самое роскошное и неповторимое – это ваша молодость и свежесть. И вы это единственное ваше преимущество перед нами заштукатуриваете. Это вообще уже.
Преподаватель: Всю красоту.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, всю красоту.
А так, можно делать. А кто-то запретит что ли?
Но у меня же тоже есть школа. Это спортзал для них построен, для школы. Школа, одиннадцатилетка, своя, при приходе. Мы запрещаем и маникюр, и штукатурку, и кольца, и серьги, и так далее. Всё. Только школьная форма. Очень строго. Не нравится – «Auf Wiedersehen». На твоё место придут, и хотят прийти 15 человек. И школа ещё платная. Ну, она недорогая, мы берём с родителей только половину того, что стоит обучение.
Ученица: А если кольцо «Спаси и сохрани»?
Прот. Димитрий Смирнов: Всё равно. Когда тебе будет 21 год, тогда и спаси тебя, и сохрани. Никаких препятствий, ничего. Более того у нас так: если мы обнаруживаем у дитяти, даже у одиннадцатиклассника, мобильный телефон, мы его изымаем, продаём на Савёловском рынке, а деньги поступают в кассу школы.
Ученица: Правда?
Прот. Димитрий Смирнов: Правда.
Ученица: Бедный.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Так что ни у кого нет никакого мобильничка. Ходить, проверять, дети прячутся, начинают играть. Отнимаем. Не нравится – «Auf Wiedersehen».
Ученица: На твоё место ещё придут.
Прот. Димитрий Смирнов: да, на твоё место ещё 15 человек придут, потому что в школе стопроцентное поступление в ВУЗ, православная обстановка. За одно слово матом исключаем сразу. «Оно, – говорит, – вырвалось». Дальше что, знаешь? Знаешь, правильно. «Auf Wiedersehen». Так что вот и всё. И это единственная школа в Москве, где, представляешь, никто не ругается матом, никто не шарит по карманам, никто не матерится, никто не ходит без формы. Пришёл без формы, прямо от ворот – домой.
Ученица: А если часы?
Прот. Димитрий Смирнов: Часы – пожалуйста. Часы – это не вредно, в часах нет ничего вредного. А вот украшений нет. Потому что у одних семья побогаче, у других победнее. Зачем выпендриваться-то? Это же элемент выпендрёжа. А в школе должно быть всё направлено на учёбу, а не на выпендрёж. Потому что пришла в новых серьгах, все глаза вытаращили, рот открыли. А биология идёт мимо. Вот придёт время… У нас тут ещё балы проходят. Пожалуйста, на бал приходишь – надевай и серьги, и кринолин, и туфли лодочкой, и всё что твоей душе угодно. Пожалуйста. По 150 пар, по 300 человек танцуют. По три-четыре бала ежегодно. Надо знать место и время. Вот, мои хорошие.
Так, пойдём дальше.
«Как относиться к человеку, который тебя ненавидит и учится с тобой в одном классе?»
О, хороший вопрос. Тут то же самое, что и с учителем. Потому что в жизни вы всегда будете жить и работать среди людей. И обязательно найдётся тот, кто вас ненавидит. И надо учиться. Вы же воскресная школа, вы задаёте мне странные вопросы. В Евангелии написано, вы должны это изучать: «Добро творите ненавидящим вас».
Преподаватель: Изучали.
Прот. Димитрий Смирнов: ну а толку-то…
Преподаватель: Трудно. Плохо усваивают, батюшка.
Прот. Димитрий Смирнов: Тогда надо больше витаминов есть. Значит, что-то у вас с умом не то.
«Что делать, если младшая сестра не слушается старшую?»
Младшая сестра и не должна слушаться старшую. Младшая сестра должна слушаться родителей. Или в старшую сестру. Но только какой-то определённый период. Допустим, родителям нужно уйти, тогда они на этот период поручают старшей сестре. И они говорят: «Вот мы придём через три часа, ты должна в этот период её слушаться». Вот когда они свои родительские функции на какое-то время передают старшей сестре, в этот период, младшая должна её слушаться. Во всё остальное время – нет. Только по распоряжению мамы или папы. Это должно быть законом.
«В чём смысл веры?»
Никакого смысла. Кроме одного. Один философ сказал: «Если я верил всю жизнь и умер, и оказалось, что Бога нет, я ничего не потерял. А если я всю жизнь не верил, а Бог есть, я потерял всё». Советую над этой фразой подумать. Даже если нету Бога, Церковь всё обманывает, всё неправда, но лучше-то быть белой вороной, лучше-то быть благородным человеком, лучше быть воспитанным, чем хамом. Что ты теряешь-то? Ты приобретаешь. Вера делает человека прекрасным, а смысла никакого.
«Как духовно разбогатеть?»
Для этого надо приобрести обильную благодать Божию, потому что мы богатеем только благодатью Божией.
Беседа протоиерея Димитрия Смирнова с учащимися воскресной школы «Зёрнышко» при храме Преображения Господня Люберецкого благочиния.
«В чём смысл жизни?»
У всех людей по-разному, а у христианина смысл жизни в том, чтобы послужить Богу.
«Посоветуйте, я хочу стать врачом, но никак не могу определиться, в какую направленность идти. Можете посоветовать, как и что?»
Могу. У меня был такой старший друг, сейчас он уже умер. Ходил в наш храм. Он был врач-пульмонолог, доктор наук. Известный на всю Россию врач.
Однажды я решил по просьбе своей жены показать свою дочку этому врачу, у неё были проблемы со здоровьем. И вот, я к нему пришёл в его больницу. Он меня встречал у порога, и когда мы с ним вошли, все, кто были, все встали. Когда он в храме стоял – ну так в уголке стоит такой пожилой человек небольшого роста, скромненький… А у него был такой авторитет. И вот вы знаете, он, хотя был пульмонолог, знал всю медицину. Всю. Он мог поставить любой диагноз в любой отрасли, начиная от ортопедии и заканчивая зубной техникой. Всё: болезни желудка, мозга, лёгких, костей. Всё. Настоящий профессор.
Поэтому в общем направление не так важно. Большая часть учебных часов в институте изучается вся медицина вообще. А уже потом специализируются. Поэтому человек, который будет заниматься медициной, всегда успеет выбрать свою собственную специальность, в которой он будет суперпрофессионалом.
У меня есть один знакомый священник, который служит в нашем храме. До того, как он стал священником, он был врачом. Так он и терапевт, и гомеопат, и очень многими другими медицинскими специализациями овладел. И психиатром стал, и психотерапевтом. То есть совершенно из разных областей специализации. Просто ему это нравится, он такой головастый человек, любит медицину.
Поэтому нестрашно, если вы сейчас не выберете специализацию. Никаких противопоказаний нет. Просто надо идти в медицину.
Так очень часто бывает. Вот, Микеланджело Буонарроти был и скульптором, и живописцем, и архитектором, и ювелиром. Всё, к чему ни прикасался, всё превращалось в золото. Так что и хороший врач в любой области будет универсалом.
Ну что, помолимся…
(282 просмотров)
А что, вполне разумно, с точки зрения православного батюшки
Неожиданно для меня согласен по многим вопросам. Не согласен с НЛО и с православием в общеобразовательной школе и вредом других религий.
Про НЛО мой отец говорил, что все они созданы на земле.
Православие — основа русской культуры, его должны знать, как люди вообще должны знать свои истоки. Про другие религии — в других странах я, конечно, не вмешиваюсь, но если на них основаны культуры тех стран, то, наверное, там тоже так считают.
Лично мне многие религии интересны — по мере возможностей, пыталась найти настоящую информацию. Её, к сожалению, мало, все больше какие-то толкования (например, европейцев о буддизме), сектанство. А настоящее прикосновение к любой древней культуре очень интересно — развертываются целые пласты истории. Когда начинаешь изучать, скажем, христианство, видишь, как для него готовилась почва еще с египетских и древнегреческих времен. Человечество созревало до него, предчувствовало, как потрясающе оно изменило людей… И как меняются люди, расхристианиваясь…
ух, здоровская беседа)
И все понятно и доступно для деток…спасибо о.Дмитрию..