Новые недовольные из Подмосковья
Московская область — регион уникальный. Именно в силу своего геополитического расположения. Внутренняя миграция в России движется только в центр. Пока Москва притягивает бизнес и финансы, прилегающие областные районы становятся местом для строек и жизни тысяч вчерашних москвичей или жителей других регионов. «Все стали нувориши, мульёны наваривши, дома на Новорижке росли как сорняки» — поется в песне «Несчастного случая».
Но многочисленные коттеджные поселки и новая сельская застройка — это не только дома «нуворишей». Это и сами жители, образующие коллективы соседей, вступающие в хозяйственные взаимотношения. Друг с другом, с застройщиком, с управляющей компанией. Наконец, с властью в лице района или сельского поселения. И здесь кроются ростки конфликта, развитие которого нам всем предстоит наблюдать в ближашие годы.
Отношения между компаниями-застройщиками и местными властями понятны. Они чисто деловые, если определение «чисто» здесь вообще применимо. Сценарии отработаны, проекты реализуются, участки продаются, а дома — заселяются счастливыми хозяевами. Интерес девелопера прост: получить максимальную прибыль на любом этапе, будь то продажа земли, дома или дальнейшее техобслуживание. А вот создание вокруг своего дома комфортной среды обитания — об этом остаётся заботиться самим жильцам.
Риэлторы могут расписывать в рекламе чудо-инфраструктуру и даже создавать её видимость. Но лишь на этапе продаж. Дальше начинается суровая правда жизни. В которой зона комфорта не ограничивается собственным забором или оградой жилого комплекса. Построив заветное жильё, новые «подмосквичи» оказываются один на один с неразрешимыми проблемами. Отсутствие зачастую минимальной инфраструктуры — газа, дорог с круглогодичным подъездом, уличного освещения, нехватка или нестабильность электричества. Даже при наличии всех благ остаются другие сложные вопросы: развитие общественных зон, социальная инфраструктура в районе, транспортное сообщение и много других тем местного значения.
Но вот парадокс! Если на «радарах» власти регулярно заметны пенсионеры, многодетные семьи и прочие незащищенные группы, то интересы новых собственников вообще никак не представлены. Покупатели дорогих коттеджей находятся примерно на том же уровне защиты своих прав, как и несчастные садоводы-шестисоточники или городские жертвы точечной застройки. Бесправны, неинформированы и разочарованы.
Для местных властей это очень удобно. «Понаехавшие» в Подмосковье обычно не прописаны здесь. Имеют другое жилье в той же Москве. А, значит, не голосуют на местных выборах и не участвуют в призрачной политической жизни района. В отличие от крикливых деревенских бабок на публичных слушаниях, не мешают властям делать дело и не выдвигают требований. В случае чего, обратно в столицу уедут. А если и задают неудобные вопросы, то технология нерешения местных проблем отработана годами. Поговорили на повышенных тонах, разошлись. Потом прочли в газете: оказывается, жители всё одобрили, поезд ушёл, процесс пошёл.
Но больше это не работает. Засидевшиеся в своих кабинетах главы администраций не заметили смены поколений. Химкинский лес, Жуковский — эти лишь первые ласточки. Где локальная «болевая точка» становится общенародной, а репутационные издержки для местных крепких хозяйственников перебивают аппетит от запаха бюджетных денег. Потому как в борьбу вступают новые недовольные.
На смену пенсионерам-сутягам советской формации приходят совсем другие лица. Вышеупомянутые собственники всех статусов и возрастов. Бизнесмены, перебирающиеся в Подмосковье, чтобы жить. Вчерашние «рассерженные горожане». Координирующиеся по Сети инициативные группы местных жителей. Люди с энергией, опытом, образованием, умеющие зарабатывать и решать свои жизненные вопросы. Имеющие доступ ко всей актуальной информации, а не только к газете с программой и сканвордами.
Недавно новая точка противодействия возникла в Истринском районе. Вдали от медийных, известных мест типа монастыря или застройки райцентра. Ситуация принципиально свежая. В деревне Мазилово жители, ставшие в двухтысячных годах собственниками участков, решили создать Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Что это за формат, читайте в отдельном материале. Не видя на протяжении многих лет никакой помощи от администрации, люди взяли власть в свои руки, как это и позволяет закон РФ о местном самоуправлении.
Вернее, попытались взять. Потому как первая попытка оформить ТОС вокруг деревни привела к невиданному противодействию из «центра». Совет депутатов Бужаровского сельского поселения наотрез отказался согласовывать границы создаваемого в Мазилове самоуправления. Дескать, дождитесь утверждения Генерального плана (не ранее 2014 года), а потом уже рисуйте себе территорию. Да и вообще, что-то вы много хотите. Зачем вам власть? Мы здесь власть!
Невдомек бужаровским депутатам, что по всей России уже созданы и успешно работают десятки тысяч таких самоуправлений. Что сами администрации районов и областей выделяют им бюджеты на развитие деревень. Ибо кто, как не местные жители, лучше знает, как им обустроить свою территорию.
Но не в Истре и не в Московской области! Здесь ТОС из деревни Мазилово мог бы стать ещё только первым таким объединением на истринской земле. Для сравнения, даже в глухом приполярном районе Архангельской области таких самоуправлений — сорок. В Истринском районе — ноль. И это за девять лет действия закона. Можно было бы упрекать в пассивности жителей, уткнувшихся в «Триколор-ТВ». Если бы не знать, насколько велик масштаб противодействия со стороны «слуг народа» любым инициативам снизу.
Мазиловцы подали иск в районный суд на незаконный отказ в согласовании границ ТОС. Но власть не сдаётся, строго «защищая» интересы избирателей! Смотрим за руками:
-
Администрация Бужаровского поселения просит отложить суд. Судья идет навстречу.
-
За это время в деревне Мазилово без каких-либо объявлений в один день «проходят» два мероприятия — собрание местного СНТ и сход жителей деревни. Инициативная группа ТОС узнаёт об этом только в суде. Где предъявляются протоколы с десятками подписей возмущённых граждан, считающих «инициативу по созданию ТОС преждевременной и даже вредной». С масштабами имитации народных волнений политтехнологи из Бужарова перестарались — по их же словам, официально в деревне живёт всего два человека, а подписей жителей получилось тридцать семь. Столько здесь жило разве что до войны.
-
Тут же, «по многочисленным просьбам» с мест, Совет Депутатов принимает поправки к регламенту регистрации ТОС, еще более ужесточая его процесс. При том, что, напомню, число созданных самоуправлений в районе по-прежнему ноль. Правда, перестарались и тут: сначала депутаты закрутили гайки, а лишь через неделю сход дачников обратился с такой просьбой, придавая процессу статус желания народа. Не сошлось немного, бывает.
Как результат: ни представитель прокуратуры, ни судья не усмотрели нарушений закона, и теперь дело перешло в стадию апелляции в областном суде. Похоже, деревня Мазилово не собирается признавать «особый климат» управления в Истринском районе, где внезапно перестают действовать законы РФ. А местные руководители идут на любые ухищрения, чтобы только не поделиться с народом даже малой толикой полномочий в ими же забытой деревне.
И возвращаясь к новым недовольным. Тенденция роста инициативы снизу в подмосковных сельских районах — налицо. Старые формы и методы управления из центра через «своих людей» уже не работают. Частные собственники не спрячутся за своими заборами и будут всё активнее спрашивать с властей за свои немаленькие налоги. Спрашивать на языке судов и проверок служебного соответствия. И чем больше недавних горожан будет регистрироваться в своих загородных домах и требовать защиты своих законных интересов — тем громче будет звучать правильный ответ на вопрос «Кто здесь власть?»
(297 просмотров)
Дай порулить!
«Тенденция роста инициативы снизу в подмосковных сельских районах — налицо. Старые формы и методы управления из центра через «своих людей» уже не работают. Частные собственники не спрячутся за своими заборами и будут всё активнее спрашивать с властей за свои немаленькие налоги. Спрашивать на языке судов и проверок служебного соответствия. И чем больше недавних горожан будет регистрироваться в своих загородных домах и требовать защиты своих законных интересов — тем громче будет звучать правильный ответ на вопрос «Кто здесь власть?»
Бальзам на душу!
Власть народу!
«Субъектами и движущей силой ТОС в регионе являются «новые собственники», члены товариществ собственников жилья (далее — ТСЖ) и др. «Новые собственники» — это люди, которые приобрели жилье в собственность после 1991 г. за свои собственные финансовые средства. Их главными отличиями являются: высокий уровень социальной активности и мобильности, ответственность, «хозяйский» тип мотивации, высокоразвитый уровень эмоционального интеллекта, способность к самозанятости и самоорганизации.
Кроме того, в соответствии с «железным законом олигархии» Р. Михельса ускоряется процесс выделения «новых собственников» из общей массы местного сообщества и усиливается социальная активность этой социально-экономической группы населения. Можно сделать вывод, что со временем в любой самоорганизующейся системе, объединенной общими интересами, формируется группа профессиональных управленцев. Эти люди самостоятельно организуют учет финансовых средств, поступивших на счет управляющих компаний, хорошо разбираются в экономических теоретических и практических вопросах, они в состоянии решать сложные вопросы по управлению ТСЖ, организовывать менее активную часть собственников жилья.
Ключ к решению проблемы, связанной с развитием ТОС и самоорганизацией российского социума, следует искать в том, что его пусковым механизмом является протестная неформальная «низовая» активность местного сообщества. Общий социально-экономический интерес «новых собственников», особенно в ситуациях, грозящих его реализации, рождает особую протестную активность и приводит в движение механизм самоорганизации местных сообществ.»
(Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные основы / И.Юрасов, О. Юрасова // Проблемы теории и практики местного самоуправления. – 2012. — № 2.- С. 28 — 35)