Река Истра, левый приток Москвы, берет начало около поселка Поварово и впадает в Москву у поселка Петрово-Дальнее. Длина реки 112 км, средний уклон 0,415 м/км. Долина реки живописная, часть ее и низовья притоков затоплены водами водохранилища, образованного после сооружения у села Раково плотины. Площадь водохранилища 33,8 кв.км, протяженность с севера на юг около 24 км при ширине 3 км, берега сильно изрезаны и образуют много заливов. По извилистости береговой линии водохранилище уступает лишь озеру Селигер. Берега высокие, лесистые, местами обрывающиеся к воде песчаными откосами. Уровень воды в водохранилище в течении года меняется на 4 м.
Общая длина судоходной для байдарок части ~ 80 км (включая водохранилище).
Маршрут в половодье начинаем у деревни Обухово. Сюда от станции Подсолнечная железнодорожной ветки Москва — Тверь ходит автобус (6 км). Путь идет вначале по небольшому правому притоку Истры (2-3 км), а затем по Истре. Первые 5-7 км движения затруднены, затем река становится шире. В Обухове сохранились архитектурные памятники: Успенская церковь (1782 год), трапезная (19 век). В находящейся недалеко на левом притоке Истры Спас-Слободке стоит Спасская церковь (1792 год).
При низкой воде маршрут можно начинать у деревни Коньково, куда от станции Подсолнечная железнодорожной ветки Москва — Тверь ходит автобус (10 км). Подпор водохранилища начинает сказываться уже вблизи за деревней Меленки (на правом берегу). В середине лета эта часть водохранилища начинает зарастать, и на воду можно встать у села Кривцово.
От села Кривцово плес здесь уходит на запад, а затем на юго-запад. Берега водохранилища высокие, холмистые, а ближе к плотине очень высокие, заросшие березовыми и сосновыми лесами. Прибрежные селения: села Стегачево и Кривцово, деревня Ермолино на правом берегу, Миронцево на левом, поселок Якимановский и деревня Тимошино на правом, село Похлебайки на левом, село Татищево на правом, деревня Бережки на левом. Плывем на запад, пересекая перешеек большого Шевлинского залива. Идем главным плесом вдоль восточного берега водохранилища на юго-восток, а затем на юг и юг-юго-восток мимо села Пятница, куда ходит автобус от станции Подсолнечная железнодорожной ветки Москва — Тверь ходит автобус (19 км). Берега одеты лесом, часты высокие и крутые обрывистые участки, селений мало, много хороших стоянок, есть острова. Проходим мимо Исаковского залива слева к селу Лопотово (автобус от Подсолнечной, 21 км) на восточном берегу.
Южнее пересекаем Катышский залив, на западном берегу, ниже стоят село Новое Алеханово, деревни Старое Алеханово и Ламишино. Деревню Раково на очень высоком восточном берегу близ плотины с воды не видно. Обнести плотину (около 500 м) удобнее по левому берегу через дом отдыха.
Ширина Истры ниже наклонного водостока плотины около 30 м, течение быстрое. Река дальше весьма живописна. Она течет по широкой долине вначале в низких, а затем в высоких лесистых берегах, на которых достаточно и открытых мест, и селений. Река устремляется на юг, затем делает резкий поворот на запад к селу Бужарово (15 век), стоящему на высоком правом берегу, проходит под шоссейным мостом дороги Истрастрой — город Истра (сюда идет автобус от платформы Истра железнодорожной ветки Москва-Волоколамск, 15 км), круто уходит на юго-восток, вновь проходит под мостом той же дороги у деревни Михайловка (на правом берегу). Раньше Бужарово принадлежало Иосифо-Волоколамскому монастырю, а затем предкам А.С.Пушкина. С высокого берега у церкви открывается широкая панорама реки, берегов. У деревни Сафонтьево, стоящей на высоком левом берегу вдали от воды, близ моста через Истру, в малую воду обнажаются перекаты.
В деревне Бабкино (на правом берегу) в 1885-1887 годах жил А.П.Чехов. Здесь живописные, удобные для бивуаков берега. Истра течет теперь на юг, мимо деревни Максимовка на левом берегу, где в 1885-1886 годах жил И.И.Левитан, села Никулино на правом берегу. В Максимовке и находящемся неподалеку селе Полевшино не раз бывал А.П.Чехов. В Полевшино сохранилась церковь (1704 год). Ниже леса отступают от берегов, река делает большую петлю на запад вокруг высокого холма, на котором патриархом Никоном был основан и воздвигнут в 1656-1697 годах Ново-Иерусалимский монастырь в виде копии Иерусалимского монастыря. Монастырь был разрушен немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году, после чего он восстановлен. В помещениях монастыря размещен областной краеведческий музей.
Истра проходит дальше под мостом Волоколамского шоссе, в через 2 км под мостом железнодорожной линии Москва-Волоколамск (рядом платформа Истра), за которым на высоком левом берегу реки раскинулся районный центр Московской области город Истра.
Город Истра (бывший Воскресенск) образован в 1781 году из монастырских свобод. В Истре бывали И.И.Левитан, А.П. Чехов. Чехов проходил здесь врачебную практику в 1883-1884 годах.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь — уникальное явление в русской истории и культуре. Замысел его основателя патриарха Никона (1605-1681) был поистине дерзновенным — воссоздать под Москвой Святую Землю христиан с точным подобием храма Гроба Господня, его топографией и реликвиями.
В середине XVII века, на месте современного города Истра располагалось село Воскресенское. Именно здесь волей патриарха Никона была начата одна из самых амбициозных строек за всю историю России. Желая сделать московское государство центром всего православного мира, патриарх решает построить монастырь, копирующий Святые места Палестины. Окрестности села Воскресенского приобретают диковинные названия: Елеон, Вифания, Капернаум, гора Фавор.
Речку Истру переименовали в Иордан.
Далее Истра — чистая и глубокая река шириной около 20 м, течет в неширокой холмистой долине, на склонах которой леса и перелески перемежаются деревнями и дачными поселками.
Вскоре в Истру впадает большой правый приток Малая Истра. Река меняет общее южное направление на юго-восточное. Справа — крутой обрывистый берег, слева — луговой. Проходим деревню Трусово (на левом берегу), деревню Вельяминово на левом, где предстоит короткий обнос разрушенной плотины по правому берегу, деревни Качаброво и Санниково (здесь также приходится преодолевать остатки плотины) на левом берегу, село Красновидово на правом. Перед Санниково есть места для ночлега. Долина реки постепенно сужается. Здесь начинаются наиболее живописные берега, река, огибая возвышенность, делает большую излучину, поворачивая на север у деревни Борисково на правом берегу. Крутой правый берег покрыт смешанным лесом, есть родники, хорошие места для стоянок, песчаные пляжи. Река течет на восток и юго-восток мимо деревень Леманово и Жевнево на левом берегу, Аносино (недалеко есть стоянки) и Вельяминово на правом. У деревни Зеленково в Истру слева впадает Грязева. Река течет ниже на юг, затем поворачивает на восток к крупному поселку Павловская Слобода (с одноименной станцией), раскинувшемуся в большой излучине правого берега реки, и огибает его с севера и востока. Река проходит под железнодорожным мостом ветки Павловская Слобода — Нахабино (от плотины у станции Истра около 4 часов) и течет на юго-восток у высокого правого берега. В 5-7 км ниже, берега покрыты лесами, течение довольно быстрое, есть хорошие места для бивуаков. За деревней Веледниково (на левом берегу) перед деревней Ивановское (на правом берегу) у висячего пешеходного моста через Истру справа впадает Беляна. Здесь на левом берегу есть стоянки. У села Ивановское предстоит преодолеть остатки плотины. Река течет на юг, теперь правый берег открытый, а левый — лесистый. В нижнем течении долина Истры расширяется, много открытых берегов. До устья Истры против села Знаменское на Москве проходим мимо двух прибрежных сел — Тимошино и Дмитровское на правом берегу. От моста железнодорожной ветки чуть более 1,5 часов. Последние хорошие стоянки на Истре — ниже Веледниково и перед Дмитровским.
Искусственные препятствия на реке Истра:
- Истринская плотина (север села Бужарово);
перед селом Бужарово и вскоре после него — старые сваи разобранных деревянных мостов, загромождающие пролеты существующих шоссейных деревянных мостов;
- нагромождения камня и остатков железа под шоссейным мостом Волоколамского шоссе (несколько ниже Ново-Иерусалимского монастыря);
- мелководье и камни в русле под мостом Рижской железной дороги (у платформы Истра);
- полуразрушенная плотина сельской гидростанции у деревни Вельяминово;
- остатки плотины у деревни Санниково;
- остатки разрушенной плотины у деревни Ивановское;
- нагромождение камня под шоссейным мостом у деревни Павловская Слобода, рядом с ним временной мост с низко расположенными пролетами и немного ниже железнодорожный мост.
Все эти препятствия на реке требуют обноса или осторожной проводки байдарки, причем обнос Истринской плотины трудный и протяженный. Нужно преодолеть высокий берег и пройти по суше около 1,5 км по рабочему поселку плотины, миновав длинный водосброс.
Мелководье под шоссейным мостом у Павловской Свободы, низкий временный мост и железнодорожный мост (эти препятствия следуют одно за другим и требуют обноса байдарок на протяжении около 1 км)
Остальные препятствия трудностей не представляют, обносы в пределах нескольких десятков метров.
При засушливом лете река Истра мелеет и на отдельных непротяженных участках становится малопроходимой даже для байдарок, например, после деревни Бабкино, у деревень Санниково, Аносино и др.
Возможны следующие маршруты в пределах Истринского водохранилища (не выходя в реку Истру после плотины). Начинать можно от деревни Кривцово (северный участок водохранилища) или от плотины или Школьного залива (южный участок водохранилища).
Маршрут по водохранилищу можно построить по следующим вариантам:
- Пересечь все водохранилище с севера на юг (или обратно) от деревни Кривцово до плотины (22 — 26 км) или начинать и заканчивать в одном месте.
- От деревни Кривцово по водохранилищу и по верхнему течению Истры до железнодорожного моста, платформы Истра – (38 — 40 км, из них 22 — 24 км по водохранилищу). В этом случае придется совершить обнос Истринской плотины.
- От платформы Истра Рижской железной дороги до поселка Павлова Слобода — 32 км. На пути три обноса небольших плотин.
- От Павловской Слободы до села Ильинское — (на реке Москве) у моста или несколько ниже у деревни Барвиха – 23 — 25 км.
Полный маршрут от деревни Кривцово по водохранилищу и, обнеся Истринскую плотину, по всей реке Истре до деревни Барвиха — 90 км.
Транспорт: До деревни Кривцово — электричкой по Октябрьской железной дороге до станции Подсолнечная (65 км) и далее рейсовым автобусом (10 км).
До Истринской плотины рейсовым автобусом от платформы Истра Рижской железной дороги. От берега до автобусной остановки 1 км. От платформы Истра до реки 300 м.
До Павловской Слободы — электричкой (по ветке от Нахабино Рижской железной дороги 1 км).
От села Ильинское и деревни Барвихи можно добраться до платформы Ильинское ( от Ильинского — 2,5 км, от Барвихи — 1,0км) Усовской ветки Белорусской железной дороги. Можно также из Перово-Дальнего и из Ильинской выехать на Москву автобусом.
Свежие комментарии