«Хозяин темы»
«Кофейное дело»: бригадой ДЭБа*, пустившей по миру литовского бизнесмена, фактически руководил старший лейтенант Владимир Орлов, сын бывшего сенатора, а ныне губернатора Владимирской области Светланы Орловой
Полковника МВД Вячеслава Денисова взяли 10 апреля в ресторане «Генацвале» на Старом Арбате. В тот момент, когда полковник передавал под столом толстую пачку пятитысячных купюр (общим счетом 835 тысяч рублей) своему собеседнику, СОБР ворвался в зал… Компания серьезных мужчин кавказской наружности привычно вскочила из-за соседнего стола с поднятыми руками, но бойцы, игнорируя их, положили лицом вниз своего высокопоставленного коллегу. Трагикомичности ситуации придавал тот факт, что полковник приехал в этот ресторан не брать взятку, а возвращать…
Как пояснил в явке с повинной полковник Денисов, в 2007 году за решение деликатного вопроса он взял с предпринимателя Николая Куделко 760 тысяч рублей, но вопрос не решил. И вот, спустя шесть лет, возвращает их, пересчитав сумму с учетом изменившегося курса доллара.
И это — правда! Николай Куделко, в прошлом крупнейший в России дистрибьютор растворимого кофе, литовский гражданин, из этих шести лет провел три года в следственных изоляторах, был осужден и в мае 2010-го вышел на свободу. Все эти годы Куделко доказывает, что коллеги полковника Денисова де-факто ограбили его, конфисковали огромную партию кофе (30 еврофур), сфальсифицировали экспертизы и подвели его под уголовное дело. Кофе, проходивший в качестве вещдока, якобы был уничтожен на мусорной свалке, а в реальности — распродан.
Что касается полковника Вячеслава Денисова, то это единственный офицер из всей «бригады», наезжавшей на предпринимателя, который признал свою вину — не перед законом, а перед Куделко лично, — и приехал в «Генацвале» вернуть материальную часть долга. Моральную компенсацию Куделко обеспечил себе сам, призвав на подмогу СКР с СОБРом и камерами под каждым столом.
О «кофейном деле Куделко» я писал в июне прошлого года. Это была публикация про технологию «полицейского бизнеса». Технология была не сложной, я бы даже сказал, примитивной: наезд с изъятием товара — угроза возбуждения уголовного дела — получение хороших «отступных» — возвращение товара и договоренность о ежемесячной «абонентской плате» за возможность спокойно работать. (См. «Новую», № 70 от 27 июня 2012 г.)
Сколько раз эту схему применяли сотрудники Департамента экономической безопасности МВД, установить трудно. Большинство бизнесменов предпочитало откупаться. Все-таки наезжали на них не уголовники с битами и монтировками, а люди в погонах, вооруженные табельным оружием.
Николай Куделко поначалу тоже хотел откупиться. И даже отдал за возвращение товара в общей сложности около 150 тыс. долларов. Но у служивых разыгрался аппетит, а объявленная сумма в 250 тысяч долларов показалась Куделко запредельной. Тогда в июле 2007 года он обратился в Департамент собственной безопасности МВД и все дальнейшие переговоры проводил под запись.
Я прослушал большую часть этих записей, их надо изучать как свидетельства реальных трудовых будней полиции, чтобы знать, как добывают они хлеб насущный, как нелегко им убеждать нас, непонятливых, расставаться с деньгами.
Вот разговор (31.07.2007) следователя Валерия Яковлева, в производство которого ДЭБ передал материалы об изъятом у Куделко кофе. Яковлев убеждает бизнесмена, что товар будет возвращен и решение вопроса в его личной компетенции:
Яковлев: Я сразу сказал по товару, дал понять, что они там вообще незаконно действовали <…>. Выражаясь человеческим языком, это грабеж, открытое хищение чужого имущества. А мне говорят: «Ну да, да, мы типа так всегда работаем». Говорю: «Вы неправильно работаете, вам еще повезло, что еще никто не жалуется» <…>. Там на какую сумму товар?
Куделко: На миллионы.
Яковлев: На миллионы?! Да?! Рублей или долларов?
Куделко: Долларов. Ну 30 машин.
Яковлев: 30?! Офигеть!!!
<…>
Яковлев: Ну как бы я 100% гарантии не даю. Сейчас я лично буду стремиться так, чтобы товар вернуть. Я думаю, завтра будет уже окончательное решение. И мы как раз завтра с тобой обговорим именно… ну… сам понимаешь. Просто дам понять, что я за рулем сижу, а не они. А они? Они пассажиры. Так и есть в принципе.
А вот разговор (01.08.2007) Куделко с коммерсантом Андреем Набиуллиным, которому дэбовцы передали на хранение вещдоки, т.е. 30 фур кофе. При разговоре присутствует следователь Яковлев, периодически поддакивающий Набиуллину. Объясняют, что до сего дня Куделко платил взятки не тем, кому надо бы.
Набиуллин: Понимаешь, в чем ситуация, если проводить аналогию, вот приходишь ты в магазин покупать телевизор, стоит мужик за углом, ты ему отдаешь деньги, заходишь в этот магазин и говоришь — я там мужику отдал деньги, отдайте мне телевизор. То есть ситуация похожа. То есть ты отдал деньги просто людям, которые реально… они да, имеют отношение, но месяц назад весь отдел был выведен за штат.
<…> Понимаешь, есть морально-этические какие-то нормы. Поверь, если бы ты отдал мне эти деньги, мы бы сейчас эту тему не обсуждали, ты бы сразу получил этот товар, ты понимаешь? Но ты отдал деньги не тем людям, понимаешь? И мы из этих денег ни копейки не видели, понимаешь?
Вот ты сам прикинь, во-первых, расходная часть — она вообще константа, она должна обязательно гаситься, то есть это обязательно с одного общака гасится, и плюс там люди.
Люди… ну Валерка (следователь ОВД «Видное» Яковлев, который находится рядом. — И. М.) сидит, тот же Орлов… Валера как бы вместе с нами. <…> Здесь есть круг людей, которые работают, каждый делает свое дело. Ты же занимаешься своим делом, мы занимаемся своим делом. Поэтому здесь не надо рассматривать Валеру отдельно, я — отдельно. Здесь надо приходить к общему знаменателю <…>.
Николай, здесь вопрос только в тебе. Здесь тебе надо прикинуть свои возможности. То есть у нас была четкая определенная сумма <…>. В прошлый четверг позвонили этим посредникам и сказали: «Человеку объявляйте — 200».
Куделко: Но они же с тобой договаривались?
Набиуллин: Кто со мной договаривался? Со мной договаривался Орлов… Я с ним как бы давно общаюсь и работаю. У нас дружеские отношения. Я поговорю. Вечером с Орловым встречаюсь. Но мы тебе не это… не бригада по выбиванию долгов. Ты сам представляешь, как мы можем, каким образом?! Я Орлову скажу. Пусть он занимается.
Яковлев: Ну да, это его тема.
Набиуллин: Его тема! Человек этой темой занимался больше года. Я думаю, сегодняшний день он еще ничего не решит, потому что сейчас Володька гоняет по Москве пока. Я с ним вечером, только часов в 8—9 к нему домой подъеду, с ним переговорю.
Яковлев: Самое главное — не затягивать, быстрее надо все делать.
Из разговора следует, что «хозяином темы» является некто «Володька Орлов». Это сотрудник 28-го отдела оперативно-разыскного бюро № 6 ДЭБ МВД старший лейтенант Владимир Орлов. Фактически он руководил бригадой (притом что в группе были и майоры, и подполковники), изъявшей кофе Николая Куделко.
Следующая аудиозапись — 07.08.2007 года. Разговор Куделко с Набиуллиным.
Набиуллин: Ты еще отдавал деньги с тех пор с нашей встречи?
Куделко: Больше не отдавал.
Набиуллин: А сумма общая 160?
Куделко: 160, да (тыс. долларов. — И. М.).
Набиуллин: Ни копейки больше? Это 100 процентов? Люди говорят, что ты им отдал 130, то есть они тридцатку видят, как свои посреднические услуги, да. <…> Люди четко говорят, что ты должен перед передачей товара еще 120. То есть общая сумма — 250. Люди ждут еще 120. Ты им обещал. Я тебе говорю, Орлов не примет решение о возврате товара без этих 120 тысяч. Вот такая ситуация.
Я общаюсь с Орловым. Да, Орлов реально решает этот вопрос. Он единственный, кто может этот вопрос решить, понимаешь?
Тебя никто не пугает. Тебя предупреждают. Зачем тебя пугать, тебя просто предупредили и сказали — то есть если ты прислушался к этому доброму совету, то это хорошо, нет, тогда будет по-плохому. Коль, ну чего ты? Я тебе говорю — здесь не шутки шутят.
В тот же день состоялся разговор с Яковлевым в ОВД «Видное». Следователь сообщает Николаю Куделко, что из-за отказа платить бизнесмена ждет уголовное дело:
Яковлев: В общем, ситуация такая, что хотят уголовное дело возбуждать. Я говорю — на этой статье не получится. Но тогда, говорят, тяжкую сделаем, типа 238**. Исследование, говорит у нас уже готово, официально, говорит, тебе направим, и ты будешь вынужден все равно возбуждать уголовное дело по 238-й. Это уже типа тяжкая прокурорская статья будет. И после этого ни одну банку кофе не возвращаем. В общем, такие у нас условия начались.
Куделко: Так получается, товар не вернут, понимаешь, и еще возбудят дело, и еще за дело надо будет платить?
Яковлев: Они хотят возбудить как бы, если я не возбуждаю. Они хотят возбудить 238-ю статью.
Куделко: Они купят экспертизу? Подложат? Правильно?
Яковлев: Они уже давно купили. Все там сделали…
11 сентября Куделко последний раз встретился с «хозяином темы» Владимиром Орловым. Орлов улетал в командировку, в Домодедово его вез Набиуллин (позже, во время допроса в СКР, Орлов будет утверждать, что в 2007 году с Наибуллиным был едва знаком. — И. М.). Встретились в придорожном кафе. Орлов дал понять, что знает про обращение Николая в органы, правда, не знал, куда конкретно обратился бизнесмен.
Владимир Орлов |
Орлов: Коля, кто заяву в прокуратуру писал Генеральную?
Куделко: Я вообще не писал.
Орлов: Не п…и.
Куделко: Я не п….л тебе.
Орлов: Кто заяву писал?
Куделко: Если я заяву писал, я п..…с?
Орлов: Ты писал заяву?
Куделко: Я не писал, я клянусь тебе, не писал.
Орлов: Мне сказали, что на видновских ребят написали заяву.
Куделко: Я не писал, можешь быть спокоен.
На этом разговор о заявлении свернули, Куделко снова начал говорить о возвращении товара.
Орлов: Коля, я через неделю приедут обратно в Москву, мы с тобой будем решать этот вопрос, хорошо?
Куделко: Давай.
Орлов: Мне сегодня капитана дали. Скажи тост.
Куделко: Поднимаю тост: чтобы наши капитаны никогда не останавливались на капитанских должностях, а шли до генеральских. Давай!
Орлов: Давай до дна.
Через два дня, 13 сентября, в отношении Николая Куделко было возбуждено уголовное дело. В нем появились экспертизы о фальшивом кофе, и литовский бизнесмен уже был обречен на арест. В СИЗО его отправили не сразу, сначала пытались договориться, чтобы он вернул записи переговоров о возврате товара. 4 октября 2007 года в банковской ячейке, где Куделко хранил диктофонные записи своих разговоров с вымогателями, провели обыск. А утром 8 октября его арестовали. Но Куделко заранее сделал еще несколько копий и переправил их в Литву.
16 октября 2009 года суд города Видное приговорил Куделко к шести годам лишения свободы. Мособлсуд снизил срок до трех лет, и в мае 2010 года бизнесмена освободили из-под стражи в зале суда.
Вся эта история бизнесмена не сломала. Куделко пытается привлечь к ответственности вымогателей. Мужик непростой, подключил депутатов Госдумы, добился приема у председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. И история сдвинулась с мертвой точки.
Сейчас событиями шестилетней давности занимается 3-й отдела ГС Следственного комитета РФ по Москве в рамках масштабного расследования о коррупции среди бывших и действующих высокопоставленных сотрудников МВД РФ. В августе, к примеру, допросили начальника УВД на Московском метрополитене Игоря Божкова и заместителя начальника полиции 4-го управления МВД РФ Дмитрия Киричкова. В 2007-м и Божков, и Киричков служили в Департаменте экономической безопасности МВД России и, по утверждению Куделко, тоже принимали участие в вымогательстве денег за возвращение партии кофе. Эти офицеры — единственные, кто продолжает службу, остальные уволились.
Собирая материалы для этой публикации, я попытался встретиться с фигурантами этого уголовного дела. Единственный, кто согласился на встречу, — полковник в отставке Вячеслав Денисов. Но он, как оказалось, согласился на встречу, надеясь убедить меня ничего не писать об этом деле…
Полтора года я искал «хозяина темы» Владимира Орлова. После увольнения из МВД Орлов некоторое время работал в «Олимпстрое», но там его следы затерялись… И только 8 сентября этого года Орлов обнаружился во Владимире. Он пришел на избирательный участок вместе со своей мамой Светланой Орловой, был зафиксирован фото- и видеокамерами. Я его нашел!.. А Светлана Орлова, экс-вице-спикер Совета Федерации 8 сентября была избрана губернаторам Владимирской области. Местные СМИ, в частности, написали: «А любителям баек про ее сына она сказала: «Он посадил контрафактчиков, которые обманывали население, в 27 лет не сломался и довел дело до суда. Я горжусь своим сыном!» Но в суд на «клеветников» Светлана Орлова подавать не собирается».
Я готов отложить все дела и приехать во Владимир.
*ДЭБ — Департамент экономической безопасности МВД.
** Статья 238 УК РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Санкция — до десяти лет лишения свободы.
(189 просмотров)
Да,Россия………