Кто мы и откуда. Ещё одно мнение.
Мещёра:
финно-угры или русское племя
оригинальное название статьи
«Курносая Шатура»
Единожды солгавши,
кто тебе поверит?
К.Прутков
В сентябре 2007г. вышла в свет книга Г.Крамич «История и тайны земли шатурской». Анализировать всю книгу не входит в наши планы, а вот о главе «Тайна Мещёры» следует поговорить поподробнее. Но прежде чем приступить к этому разговору, мы должны донести до читателя некоторые пояснения. Не первый год в научном и околонаучном мире идут споры об этнической принадлежности племени мещёра. Сторонники версии о финно-угорском происхождении мещёры — для краткости назовём их чухнофилами — установили для себя три незыблемых постулата:
мещёра — финно-угорское племя;
язык мещёры необычайно близок, практически одинаков с мордовским;
искать истоки топонимов Мещёры в любом языке, кроме русского.
Напомним читателю, что постулат — это то, что принимается на веру без всяких доказательств. Далее мы убедимся в том, что именно этими постулатами руководствовалась Г.Крамич в своей работе. Но дело, видите ли, в том, что на сегодняшний день наука не располагает ни одним фактом, подтверждающим финно-угорское происхождение племени мещёра. Зато имеется множество фактов, из коих следует, что мещёра — русское племя. Чуть ниже мы ознакомим вас с ними.
И ещё одно положение необходимо озвучить, прежде чем приступить к разговору по нашей теме. Прародиной индоевропейских народов является материк Арктида, ныне погрузившийся на дно Северного Ледовитого океана. Вследствие наступившего похолодания населявшие его народы, составлявшие тогда русо-индскую общность, двинулись на юг, заселили Русскую равнину, Центральную и Западную Европу, проникли на полуостров Индостан и смешались там с местным населением. Само название Индии происходит от имени славянского бога Индры.
Русский Север до сих пор хранит русо-индские названия своих водоёмов. Это блестяще доказано известным историком С.В.Жарниковой (г.Вологда). Судите сами: в Индии течёт р.Инд, на нашем Севере — несколько речек с названиями Индега, Индига, Индога и т.п. В Индии — р.Ганг, на нашем Севере — реки Ганга, Ганго, Гангрека, Гангозеро и т.п. В Индии — бог любви Кама, у нас р.Кама. В Индии — бог Шива, у нас — р.Шива. И таких совпадений — не единицы, а десятки и сотни. После работ Жарниковой стало ясно, что бытовавшая долгое время точка зрения о финно-угорском происхождении названий водоёмов русского Севера — это всего лишь мечта чухнофилов. Коренным населением этих земель были русо — индские племена, они-то и дали эти названия. Мало этого: часть их осталась на этой территории, в том числе на территории нынешней Московской области, они-то и донесли до нас эти названия. Малочисленные финно-угорские племена пришли на эти земли с Урала значительно позже.
Языком древней индийской литературы был санскрит, он дошёл до наших дней в неизменности. Благодаря необычайной близости русского языка и санскрита (учёные называют это «лингвистическим чудом») мы имеем возможность при помощи санскрита объяснять непонятные ныне русские названия. После этого необходимого вступления обратимся непосредственно к работе Г.Крамич. Мягко говоря, неточности в этой работе начинаются уже с первого абзаца. Для удобства текст Г.Крамич мы будем выделять курсивом. «Из летописей известны названия финно-угорских племён, которые жили на территории нынешних Московской, Рязанской и Владимирской областей: мурома, меря, мещёра». В летописи не сказано, что эти племена — финно-угорские. Это домысел Г.Крамич. «По Оке проживало мордовское племя эрзя». Есть верхнее, среднее и нижнее течение Оки. Где именно оно проживало? В летописях ясно сказано, что в рассматриваемое нами время на Оке проживало русское племя вятичей. Мне понятно стремление Г.Крамич заселить все тогдашние земли нынешней Московской области финно-уграми, но это стремление надо подкреплять фактами. А их нет. «То, что центр Восточно-Европейской равнины некогда заселяли финские и угорские племена, утверждают многие историки». Безымянные «многие историки» могут утверждать что угодно, а вот авторитетнейшие в этой области науки академик А.В.Арциховский в своём классическом труде «Курганы вятичей» и замечательный учёный Т.Н.Никольская в своей не менее известной монографии «Земля вятичей» утверждают совсем иное. На основании данных, полученных в результате раскопок нескольких тысяч (!!!) вятичских курганов, установлена граница их расселения. Она идёт на восток от верховьев Москвы-реки до Рязани, далее на юг, захватывая бассейн Прони, но не достигая бассейна Дона. Отсюда на запад, где вятичи соседили с северянами, радимичами и кривичами. Здесь граница проходила по водоразделу Оки и Десны и далее поднималась на север до верховьев Москвы-реки. Как видим, в то время центр России был заселён вятичами. А уже в наши дни Г.Крамич делает попытку «заселить» эти земли финнами. Как говорится, вольному воля, но какое отношение имеет эта «воля» к науке?
Теперь, когда читатели ознакомились с методами работы (домыслы и вымыслы) автора, переходим к главной теме нашего разговора. В первую очередь рассмотрим ключевое слово «мещёра». Предварительно окинем взором Русскую равнину. В Новгородской области протекает р.Мста, во Владимирской — населённый пункт Мстёра, и, наконец, Красивая Меча — река, на которой проживал тургеневский Касьян. Раньше в русском языке действовал закон открытого слога, и Мста и Мстёра звучали соответственно как Места и Местёра. Этот же корень лежит в основе топонимов Мещёра и Меча. Чередование ст\щ — типичное в русском языке. Простой пример: разМЕСТиться — разМЕЩаться. В своё время на Руси появилось новое сословие подданных — МЕЩАНЕ. Происхождение слова было настолько понятным, что В.И.Даль даже не упомянул его в своём словаре. Всё просто: МЕСТНОСТЬ (территория) — МЕСТЕЧКО (поселение) — МЕЩАНЕ (население). То же самое и с МЕЩЕРОЙ: МЕСТНОСТЬ (новые земли) — МЕЩЁРА (малочисленное население), отсюда и несколько пренебрежительный оттенок звучания этнонима.
Как видим, в основе русского слова Мещёра лежит русский корень мест-. Вспомним: во время движения на юг одно из русских племён остаётся на месте, в бассейне р.Ока, и называет себя в общении с соседними племенами: «Мы — мещёра». Понимай так: «Мы местные, а вы кто будете?». Так их стали называть и пришедшие сюда славяне-вятичи: «Мещёра? — местные, свои…» Это не было единичным явлением. Вероятно, такие же группы оставались и в других местах Русской равнины, о чём свидетельствуют приведённые выше топонимы (гидронимы), имеющие в своей основе корень мест-. В Московской области южнее Белоомута также протекает р.Меча, приток Вожи. Понимай — «местная».
Мещёра — это лесная, равнинная, часто болотистая местность. Болота в Мещёре называются «мшары» (от «мох»). От «мшара» также мог образоваться топоним «Мещёра». Наименование племени по месту обитания — хорошо известное явление: поле (степь) — поляне, лес (дерево) — древляне, дрягва (болото) — дреговичи. В этот ряд вписывается и наше мшара — мещёра.
«Что означает само слово «мещёра», сейчас трудно понять, но возможно, как и у большинства народов, оно в своё время переводилось просто «человек». В своё время я подарил Г.Крамич свою брошюру «Племя мещёра. Кто они?». Так что Г.Крамич известно приведённое выше объяснение. Но она делает вид, что незнакома с этим объяснением. Почему? «Мало того, чтобы прямо не лгать, надо стараться не лгать отрицательно, — умалчивая», — объясняет Л.Толстой.
Крамич предполагает, что слово «мещёра» означало — человек. Чуть ниже она предполагает, что «мещёра» значит — пчела (от мордовского «мекш» — пчела»). Вспомните третий постулат — только из мордовского. Русский язык она, как и все чухнофилы, просто не желает рассматривать. Итак, представители племени «мещёра» называют себя «человек-пчела». Мне понятна необузданная фантазия создателей фильма «Человек-паук», понятна их цель: поразить зрителей, привлечь их в кинозалы, таким образом получить прибыль. Но «человек-пчела» в книге, претендующей на научность, это уж, извините, чересчур…
Так же она считает финскими и необъяснимыми слова «Пра», «Шатур», «Цна» и другие. И вновь желаемое она выдаёт за действительное.
Я живу на юго-востоке Шатурского района, в местности, именуемой Ялмать (от р.Ялма) у слияния рек Пра и Ялма. Река Пра под именем Правени (то есть Пра-река) встречается уже в «Махабхарате». Основу интересующего нас слова составляют два согласных звука — ПР-. Что они значат? Обратимся к однородным словам из русского и других родственных языков. Русское «ПРуд» — небольшой рукотворный водоём, украинское «ПРуд» — быстрое течение, болгарское «ПРуд» — мельничная запруда (сравни русское — заПРуда), древнерусское «ПРудъ» — поток, напор; чешское «proud» — поток, течение; словацкое «prud» — поток, течение; польское «prud» — поток, течение. Итак, корень ПР- в большинстве славянских языков означает «поток, течение». Но «поток, течение» — это, попросту говоря, и есть река. Как видим, если обратиться к русскому и родственным ему славянским языкам, название реки расшифровывается очень просто. И это объяснение Крамич известно, но она предпочитает о нём «умалчивать». Есть и чухнофильское объяснение названия р.Пра. Они производят его от мордовского «пря» — голова. Когда я слышу такое объяснение, сразу вспоминается английская шутка насчёт содержания некоторых голов: «У него чердак плохо меблирован». А вы, дорогие читатели, верите тому, что все упомянутые выше славянские народы назвали свои реки мордовским словом «пря»? Видимо, и самой Крамич это объяснение столь любимых ею чухнофилов показалось настолько нелепым, что она даже не упоминает его. Какое же объяснение даёт сама Крамич? А никакого. Раз значение слова ей непонятно, значит, оно финское (вариант — мордовское).
Говоря о названиях, просто невозможно не упомянуть древнее селение Шатур, давшее название Шатурским болотам и будущему г.Шатура. Санскритское «чатур» и цыганское «штар» (цыганский язык относится к индийской группе индоевропейских языков) означают «четыре». А то, что «чатур» в нашем языке за тысячелетия превратился в «шатур», вполне естественно: чередование ч/ш — одно из самых распространённых в русском языке. Что же именно подразумевается под этим «четыре»? Ответ мы находим на карте: с возвышенности, на которой расположено с.Шатур, берут начало реки: стекает на восток р.Цна, с западного склона берёт начало р.Гуслица, с северной стороны возвышенности начинается р.Поля, с южного склона стекает р.Медведка и ещё несколько речушек. Итак, Шатур (чатур) можно растолковать как «четырёхречье», «четвёртая река», «поселение на четвёртой реке». И это известное ей объяснение Крамич тоже «умалчивает». Не признаёт она русский язык и всё тут. Название р.Цна учёные производят от Десна (правая), которая сначала преобразовывается в Дсна, а затем в Цна. Так же легко и просто объясняются все остальные названия Мещёры.
А какую территорию следует считать Мещёрой?
А какую территорию следует считать Мещёрой? В 1382г. великий князь Дмитрий Донской покупает Мещёру у рязанского великого князя Олега Ивановича. «А межи нас раздел земли по реку по Оку, от Коломны вверх по Оце, на Московской стороне… а на низ по Оце, по реку по Тцну (Цне), от усть Тцны вверх по Тцене, что на Московской стороне Тцены, то к Москве, а что на Рязанской стороне, а то к Рязани…». Современная энциклопедическая справка: «Мещёра… низменная… равнина между рр.Клязьма на С., Москва на Ю.-З., Ока на Ю. и Судогда и Колпь на В.». Как видим, границы Мещёры в понимании современников Дмитрия Донского и современных учёных в основном совпадают. На этой территории мы не находим ни одного финно-угорского названия. Не удивительно: ведь здесь проживало русское племя мещёра. Правда, следует отметить, что с расширением Русского государства расширялось понятие «Мещёра».
В спорах об этнической принадлежности того или иного племени часто решающее слово произносят археологи. «В 1920-е годы археологом А.Ивановым исследовался могильник неподалёку от села Пустоша. Было вскрыто более 25 погребений. …были найдены… заколки, шумящие привески, шейные гривны. Это типичные украшения финно-угров». В ответ я просто приведу цитату из «Истории Русов» Ю.Д.Петухова: «Почти во всех кладах Трои-2 найдены серебряные и золотые шейные гривны, прямые и скрученные. Точно такие же гривны носили русы-варяги и русы киевской Руси. Шейная гривна была непременным атрибутом наряда князя и воина». А как насчёт шумящих подвесок? «Обнаружено (в Трое — Н.Ч.) множество золотых подвесок, — пишет Ю.Д.Петухов, — представляющих из себя пять или шесть плоских идолов Лады-Роды («геометрического» стиля), подвешенных на цепочках к основанию. Это ни что иное, как типичные балто-славянские «гремячие» подвески, хорошо нам известные по находкам V-XVвв. на Руси и в Прибалтике (иногда «гремячие» подвески и серьги приписывают угро-финнам, это неверно, последние заимствовали их у балто-славян)». Итак, с шумящими подвесками всё ясно. Остаются шумящие чухнофилы…
Хочу познакомить вас с мнением по интересующему нас вопросу Е.А.Рябинина, автора известной работы «Мещёра»: «Целые керамические формы или их обломки (Пустоша, Заколпье, Поповская, Парахина), — пишет Рябинин, — изготовленные на гончарном круге, принадлежат к древнерусским типам посуды, часто украшены линейно-волнистым орнаментом». Село Пустоша, по Крамич, было заселено финнами. Однако древнерусская посуда ясно указывает: здесь жили русские.
Пишет Крамич и о кладе, найденном в 70-х годах XIX века в с.Жабки Егорьевского уезда. В нём находились якобы финские украшения. Вывод Г.Крамич: значит, здесь жили финны. А если бы в кладе были арабские дирхемы? Тогда, по Крамич, получится, что в селе жили арабы. Эти рассуждения настолько ненаучны, что не хочется тратить время на их опровержение. «Сейчас эти украшения хранятся в Эрмитаже». Справка: по данным Интернета, в Эрмитаже нет не только находок из Жабок, но и ни одного экспоната из всего Егорьевского уезда.
Племя мещёра хоронило своих покойников в курганах. Даже школьникам известно, что курганные могильники — это «визитная карточка» вятичей (вообще — славян). Не известно ни одно финское племя с подобным способом захоронения. Этот способ захоронения — ещё одно доказательство того, что племя мещёра было русским.
«Документально подтверждено существование мещёрского князя Александра Уковича, жившего в 30-е годы четырнадцатого века. Обратите внимание на его отчество. Ука — такого имени не встречается ни среди русских, ни среди татарских имён. Наверное, отец Александра был из аборигенного мещёрского рода правителей». «Документально подтверждено» и «Наверное» — как это понимать? Понимается очень просто.
Самым первым из людей Мещёры упомянут великий князь мещёрский Александр Укович… татарин по происхождению. Да, да — то, что непонятно Г.Крамич, хорошо известно историкам и краеведам. Было время — покорённые, но не покорившиеся монгольским ханам татарские князья переходили на службу Руси, принимали православную веру и с тех пор верой и правдой служили России. Г.Крамич непонятен великий князь Мещёрский Александр Укович и его странное имя? Назовём другое: Александр, сын Юрия, внук Фёдора, правнук Беклемиша (в крещении — Михаил), праправнук Бахмета Усейновича… Г.Крамич непонятно его второе, вроде бы «финское» имя — Укович? Ничего непонятного в нём нет. В древнерусском языке было два звука «О» — «простой» и «носовой». Что скрывать — наши предки слегка «гнусавили» в разговоре, хотя именно это и придало русскому языку впоследствии особую «певучесть». При написании этот звук обозначался особой буквой «ук», похожей на разорванную вверху цифру 8 или двумя буквами — ОУ, хорошо передававшими звучание. Позже люди пишущие стали по своему разумению обозначать это «двоегласие ОУ» одной буквой О или У — так и появилось второе имя-прозвище Укович. А могло быть написано иначе — Окович. Так что Укович (или Окович, т.е. Окский) — не имя, а почётное прозвище того же типа образования, что и прозвища других русских князей — Киевский, Новгородский, Владимирский, Московский… А прозвище Укович всё-таки стало личным именем в России в форме Ока для людей неправославного вероисповедания. Сравни: Ока Городовиков — кавалерист Первой Конной армии, генерал Великой Отечественной войны.
На страницы своей книги Г.Крамич помещает фотографию женщины в якобы реконструированном якобы мещёрском (финском) костюме. Фото сопровождает надпись: «из фондов Егорьевского краеведческого музея». На деле никакой реконструкции нет и в помине: это костюм мордовской женщины. Я дважды обращался к директору Егорьевского краеведческого музея с запросом: на основании каких артефактов воссоздан (реконструирован) этот костюм? Артефактами в науке называют сохранившиеся кусочки ткани от одежды, кусочки кожи от обуви, украшения и т.п., именно по ним и воссоздают одежду минувших времён. Ничего этого в Егорьевском краеведческом музее, разумеется, нет, ибо не было такого племени — финская мещёра. Перед нами — научный подлог, говоря простым языком — мошенничество.
Г.Крамич в своей книге даёт неведомо как добытую антропологическую характеристику вымершего «финно-угра» Мещёры и приглашает коренных шатурян посмотреть на себя в зеркало и принять участие в «семейном подряде» по поиску своих предков. «…если оглянуться вокруг и присмотреться к коренным жителям Шатурского района, можно заметить в них характерные черты далёких предков из финно-угорских племён». Что ж это за черты? Г.Крамич охотно поясняет: «… круглое лицо, вогнутая спинка носа (курносость), как правило, тёмные волосы и глаза». Вы слышите, коренные шатуряне? Оказывается, вы сплошь круглолицы, курносы, темноволосы и темноглазы. Забавно, что никто из шатурских краеведов под это описание, под этот словесный портрет не подходит! «Курносая Шатура» — да, это звучит. А уж как звучит: умно или нелепо — решайте сами.
В предисловии к книге сказано, что автор «…приводит несколько равноправных объяснений, причём как сугубо научных, так и фантазийных». Сугубо научные объяснения в рассматриваемой главе, как мы убедились, отсутствуют полностью — она вся сплошь «фантазийная».
«Как и почему исчезло это племя?» — задаёт вопрос Г.Крамич. Действительно, было племя мещёра и действительно оно исчезло. Но куда? Ответа на этот вопрос Г.Крамич не знает. А он чрезвычайно прост. В рассматриваемое нами время «исчезла» не только мещёра, но и другие русские племена: вятичи, кривичи, родимичи и т.д. Они «исчезли», слившись в единый русский народ. А вот из финских племён ни одно не исчезло. Это ещё одно доказательство «русскости» русского племени мещёра.
Г.Крамич предупредила читателей, что всех, кто с ней не согласен, будет считать «умниками». К «умникам» она, очевидно, относит не только шатурских краеведов — чего с ними считаться! — но и академиков РАН В.В.Седова, В.И.Топорова и О.Н.Трубачёва. Серьёзные учёные, намучившись с бесплодной «финской» гипотезой заселения Мещёры племенами, неизвестно почему вымершими, решительно отказались от поисков в гидронимах и топонимах Мещёры «какого-то вымершего языка финно-угорского типа». Казалось бы — всё! Ан нет — есть ещё Г.Крамич с её попытками воскресить эту мёртворождённую гипотезу.
Упомянутая выше брошюра заканчивается словами: «Подведём итог всему сказанному. У племени мещёра посуда — древнерусская, украшения — древнерусские, покойников хоронят в русских курганах, все топонимы и гидронимы на месте проживания — сплошь русские, и в летописях ясно сказано, что на средней Оке в это время живут русские (вятичи). Но, может быть, есть хоть что-то финское в этом племени? Да, есть: это ярлык с надписью «финны», который упорно, но безуспешно наклеивает на русскую мещёру А.Пронин. Вспомним бессмертного К.Пруткова. Он давно предупредил: «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Поясняю: А.Пронин — это сотрудник Егорьевского краеведческого музея, по инициативе которого проведена реконструкция (на деле — научный подлог) костюма мещёрской (на деле — мордовской) женщины. Так как «доказательства» «финно-угорности» племени мещёра у Г.Крамич те же, что и у А.Пронина, то приведённая цитата в полной мере относится и к ней.
Н.Чистяков
член Союза краеведов России,
с.Пышлицы, Шатурский райо
(332 просмотров)
комментария 2
cipro without a doctor prescription
Кто мы и откуда. Ещё одно мнение. — Гражданская позиция Истра
buy chloroquine phosphate
Кто мы и откуда. Ещё одно мнение. — Гражданская позиция Истра