Не пугайте нас родиной
Уж точно не традиции мешают учреждению в России честной и независимой судебной системы
Сергей Петров
Vedomosti.ru
26.12.2012
Ричард Пайпс, ветеран споров об исторических судьбах России, в недавней статье для «Ведомостей» (№ 243 от 21.12.2012) успокаивает нас: он пишет, что культурные изменения происходят медленно, если вообще происходят. Ничего у нас не менялось и не изменится. Действительно, трудно найти народ, который полностью забыл бы о «страхах и надеждах» предков. Но это не значит, что все общества обречены застрять в навсегда выбранной ими колее. Нации вполне способны развиваться — сохранять лучшее из прошлого и отказываться от вредного.
Общества способны одновременно и сохранять верность традициям, и меняться. Причем изменения происходят во всех обществах постоянно — и к лучшему, и к худшему. Пайпс говорит, что американское общество строило свое уникальное государство, стремясь как можно дальше уйти от своей метрополии — Британии, но в культурном отношении так от нее и не ушло. Конечно, американцы и британцы говорят (почти) на одном языке и их правовые системы родственны, но в их политических системах немало и различий.
А главное — за последние сто лет американское общество добилось огромных изменений. Олигархический бизнес начала ХХ в. был обуздан и приручен обществом, побеждена коррупция в правоохранительных структурах и политических партиях, уничтожена «традиция» пить за рулем. Расовые предрассудки, процветавшие еще 60 лет назад, практически изжиты. Экономические и социальные границы между Севером и Югом если и не стерты полностью, то сведены к минимуму. Прямо сейчас в США происходят значительные перемены, которые касаются и культурных предпочтений, — речь и о реформе финансирования здравоохранения, и о возможных ограничениях на владение оружием. Какие-то традиции могут меняться, а культурное родство с предками никуда не исчезает. Зачем менять то, чем можно с достоинством дорожить?
То же можно сказать, к примеру, о Японии. В этой стране очень сильна культурная наследственность. Граждане этой страны помнят о своих предках, любят традиционное искусство, сохраняют характерные особенности в отношениях между разными поколениями и т.д. Но японское общество много сделало для того, чтобы избавиться от архаичного законодательства, от закрытости и невосприимчивости к новым технологиям. Японский опыт экономического и политического переустройства при сохранении культурных особенностей был воспринят множеством других стран — Южной Кореей, Сингапуром, Китаем и др.
В истории России можно найти немало поводов для того, чтобы махнуть рукой. Тот же Пайпс в книге «Россия при старом режиме» пишет, что основная масса русского населения впервые усвоила, что такое государство, в годы татаро-монгольского ига. Люди поняли, что государство «забирает все, до чего только может дотянуться, и ничего не дает взамен и что ему надобно подчиняться, потому что за ним сила». При этом ни один удельный князь не мог получить власть без одобрения хана. Сам процесс вручения грамоты сопровождался варварскими унижениями, а любая провинность могла стоить жизни. «В этих обстоятельствах начал действовать некий процесс естественного отбора, при котором выживали самые беспринципные и безжалостные, прочие же шли ко дну, — пишет Пайпс. — Коллаборационизм сделался у русских вершиной политической добродетели». Это подготовило почву для политической власти своеобразного сорта, «соединяющей в себе туземные и монгольские элементы и появившейся в Москве, когда Золотая Орда начала отпускать узду, в которой она держала Россию».
Таким образом, устройство нашего государства, над подходящей терминологией для которого бились «лучшие люди нашего города», приобретает оригинальные черты. «Деспот ущемляет право собственности своих подданных; вотчинный правитель просто-напросто вообще не признает за ними этого права».
Хроническое российское беззаконие проистекает в немалой степени из отсутствия четкой договорной традиции, которая существовала бы веками. Говорить и договариваться с властью на равных общество пока так и не научилось.
Население «генетически четко» усвоило истину — против государства выступать бесполезно. Даже опасно. Все попытки обратного поведения в российской истории имели плачевные последствия для «бунтовщиков». А потому большинство постаралось забыть про самолюбие и чувство собственного достоинства. Или решило приберечь их для внешних обстоятельств.
Не случайно все лучшие качества русского народа проявлялись, как правило, при внешних угрозах. Заодно укоренилась национальная привычка — делить мир на своих и чужих. Вымещать свои неудачи и винить в ошибках чужих, прощать все своим «людоедам» и с недоверием относиться к любому доброму намерению извне. Финский посол как-то рассказывал мне, что купил сыну русские комиксы. На одной из картинок был изображен Илья Муромец на перепутье: направо — Русь, прямо — завоеватели, налево — враги. Выбор не богат.
Но никто не заставляет нас быть карикатурой на самих себя и воспроизводить идиотские стереотипы в детских книжках. Мы действительно получили в наследство немало традиций, создающих нам проблемы. Но мы в этом не уникальны! У каждого общества в культурном багаже есть и проблемные, и многообещающие особенности. Вопрос в том, кандалы это или клетка, от которой есть ключ? Видимо, в момент раздумья на те же самые темы во времена брежневского застоя у Михаила Жванецкого родилась фраза: «Невежество придумало себе страну и пугает нас родиной». Пугаться не стоит, а вот критически мыслить и развиваться давно пора.
Христианство начиналось со сжигания идолов. Образование и развитие общества начинается с прощания с ложными идолами, предрассудками, бессмысленными целями, продиктованными тщеславием или невежеством. Перемены измеряются не количеством вышедших на митинг, но метаморфозами в умах людей. И тогда уже они необратимы.
Как долго еще мы будем винить внешние силы в своем нежелании меняться? Отличать конкуренцию от вражды обычно помогает чувство собственного достоинства. Уверенность в себе позволяет признавать ошибки, а не обвинять в них других. Мне кажется, «индекс чувства собственного достоинства» каждого общества будет исчерпывающе красноречив. И покажет прямую корреляцию с уровнем развития страны. Это мера того, насколько мы готовы отказаться от ненужного в нашем прошлом и заняться нужным и неотложным.
Ни одна из наших национальных традиций не запрещает нам иметь праведный суд. Уж точно не традиции мешают учреждению в России честной и независимой судебной системы. То же можно сказать и о независимом от исполнительной власти представительстве интересов — на районном, городском, региональном и, конечно, на общенациональном уровне. Национальные традиции не могут быть препятствием для того, чтобы начать управлять национальными ресурсами в интересах всего общества, а не только одной небольшой группы лиц.
Есть, правда, и еще один путь — довести реальность до абсурда — по Войновичу. Не исключено, что именно такой сценарий зреет в некоторых умах. Никаких революций. Глупость как главное орудие пролетариата. Запретить употребление английского языка или звучание джаза приравнять к экстремистским лозунгам. Главный вопрос — проявит ли нация солидарность в противостоянии абсурду? Рассеется ли сакральность власти от осознания ее комичности?
Автор- депутат Государственной думы, фракция «Справедливая Россия»; основатель группы компаний «Рольф»
(221 просмотров)
Петров — один из семерки честных и достойных людей, кто проголосовал против поправки о запрете усыновления. Спасибо ему за это.
«В этих обстоятельствах начал действовать некий процесс естественного отбора, при котором выживали самые беспринципные и безжалостные, прочие же шли ко дну, — пишет Пайпс. — Коллаборационизм сделался у русских вершиной политической добродетели». Это подготовило почву для политической власти своеобразного сорта, «соединяющей в себе туземные и монгольские элементы и появившейся в Москве, когда Золотая Орда начала отпускать узду, в которой она держала Россию».
О других временах молчок! А у нас и Сергий Радонежский и Александр Невский и Суворов, и Пётр Великий и Царь-Освободитель были. А потом и такие великие столпы великой русской цивилизации, как Чайковский, Достоевский, Пирогов, Попов, Лука войно-Ясенецкий и сонм других, внесших колоссальный вклад в мировую культуру.
Впрочем понятно, что все из зависти, что задача определенных иностранных лиц обгаживать всё русское. Только хочется напомнить в какой з… находилась нация Ричарда Пайпса тогда, когда мы были под игом.
А до ига история Руси сильно переврана и запутана, рассуждать о ней мы даже у себя дома можем лишь по смутным остаткам истории, да по сохранившимся деревянным храмам на Севере, куда враг лезть боялся. Но даже эти не полные сведения говорят о многом.
«Говорить и договариваться с властью на равных общество пока так и не научилось» Нельзя договориться с тем, чего нет. Да и те, кто управляет теми, кого нет, тоже не власть, а темная, тайная захватническая сила.
«Заодно укоренилась национальная привычка — делить мир на своих и чужих». А где иначе, в какой нации? Без этого существование нации невозможно.
» прощать все своим «людоедам» и с недоверием относиться к любому доброму намерению извне» Свои ли людоеды? Доброое ли намерение со стороны? Какое именно намерение? Брать детей? Да если ты ко всему русскому относишься, как к вражьей силе, как ты полюбишь русского детдомовца с подпорченной наследственностьи и недовоспитанием? Хотя вряд ли у американцев генетика лучше, просто воиспитание другое. Менталитет другой, поэтому русское не приживается. На днях звонил знакомый из Украины и рассказывал кто именно и как заставляют украинцев ненавидеть русских. То есть, раскрывал подноготную этого явления. Однако, получается плохо, все стараются сбежать в Москву, под русское крыло от тех же иностранных влияний и львовских братков.
«На одной из картинок был изображен Илья Муромец на перепутье: направо — Русь, прямо — завоеватели, налево — враги. Выбор не богат» Эти комиксы в Финляндии нарисовали.
«Но никто не заставляет нас быть карикатурой на самих себя и воспроизводить идиотские стереотипы в детских книжках» Навязывает, старается.
«Мы действительно получили в наследство немало традиций, создающих нам проблемы. Но мы в этом не уникальны!» ну чего тогда на нас пенять. Слава Богу, самокритика пошла.
«У Михаила Жванецкого родилась фраза: «Невежество придумало себе страну и пугает нас родиной». Израилем? Да, многие оттуда завернулись в Америку, не прижившись в жестком ментальном пространстве, советских там до сих пор, говорят, не приняли.
«Христианство начиналось со сжигания идолов» Во какой штам заезженный. Да нет уж, христанство для каждого начинается по-своему. У кого не было идолов, тому нечего было сжигать. В России, например, идолы были, как правило, финно-угорские. Некоторых пытались привить, но они не привились. Сожгли для наглядности.
Эти измышления — традиционная ложь. Русская история гораздо глубже и отнюдь не односложна, как пытаются ее нарисовать для того, чтобы лишний раз унизить… В этом сквозит древняя, древняя зависть…
«Образование и развитие общества начинается с прощания с ложными идолами, предрассудками, бессмысленными целями, продиктованными тщеславием или невежеством» — то есть христианство это ложный выбор и нам, темным и необразованным, предлагается с ним расстаться, как с бессмысленным предрасудком. Понятно. А что вся европейская культура основана на христианстве, и христианских понятиях о добре и зле — это как — им, тёмным, тоже надо расстаться и принять либеральные гомо- и другие ценности? Па-а-анятно…
«Как долго еще мы будем винить внешние силы в своем нежелании меняться?» В том-то и дело, что кого бы ни винили,а население пока еще до заграницы не дошло, все у себя пытается митинговать и бороться. Это вон Мадонна как раз извне приехала порядки наводить в Питере, не в Италии и не в Америке, а там, где разрешается. Ну как в том анекдоте про фонарь — часы потерял в кустах, а ищу там, где светло. Колоться меньше надо.
«отказаться от ненужного в нашем прошлом и заняться нужным и неотложным» — от русской культуры, православия и срочно заняться поддержкой гомосексуалистов? Или чего еще хочется, чтоб совсем передохли?
«Ни одна из наших национальных традиций не запрещает нам иметь праведный суд» — опять штамп. Пустая по содержанию, но очень трескучая фраза.
» Уж точно не традиции мешают учреждению в России честной и независимой судебной системы» — а это верно!
«Национальные традиции не могут быть препятствием для того, чтобы начать управлять национальными ресурсами в интересах всего общества, а не только одной небольшой группы лиц» — опять согласна.
Только не пойму — для этих фраз были сказаны все предыдущие или наоборот? Скорее, эти предпоследние для предыдуших с целью камуфляжа, так как нового-то ничего нет в них, никому и в голову не приходило, что традиции могут мешать распоряжаться ресурсами. Наши традиции как раз привили нам чувство наследия, завоеванного нашими предками, хоть и опроченными в вашей истории.
Последний абзац велеречивый хаос, что утверждает нас в мысли, что всё-таки предпоследние «патриотические» фразы не главные, а оберточные для «конфетки из какашки» — для верхних фраз.
Это написал тот самый Петров? ну какой же он честный, Павел?
Насчёт детей все не так однозначно. Чего это только Россия, самая богатая страна в мире, разбрасывается своими детьми? А никакая другая, даже самая отсталая. Детьми бросаться, это хуже, чем разбазаривать и уничтожать свои недра и леса. А между тем, сколько шума, как будто неестественно то, что естественно — рожать детей, не отдавать их в другую страну, усыновлять. (Вы знаете, кстати, как трудно усыновить ребёнка в России русскому человеку?) Как-то становится подозрительно — а че, американцы долиберальничались, своих не могут нарожать от легализованных однополых браков или какая другая, еще более гнусная причина?
Вы скажете, что они здесь болеют, чахнут, плохо живут? Ну да, местами такое есть. Только на каждого ребенка выделяются хорошие деньги и квартиры, а вот отдавали бы эти средства нашим, российским усыновителям, глядишь, и больных взяли бы…
Что-то темна вода во облацех… Надо поразмышлять, а то тоже были сомнения, теперь возникли другие смутные сомнения…