История одного ювелира
В нашем городе не было ювелира. Вернее, были какие-то ювелиры, но или неуловимые, которых в часы работы мастерской невозможно застать или такие, которые говорили: этого мы не делаем, и этого не делаем. А то, что они делали, делать было не нужно. И валялись годами в шкафах старые кольца, цепочки со сломанными замками и прочий металлолом – за бесценок скупщикам отдать жалко: цены-то на золото постоянно растут.
И вот в Деловом центре на Чеховском открылась мастерская, двери которой всегда открыты настежь. Волей-неволей заглянешь, а тебе сразу же: «Здравствуйте!».
«Здравствуйте! — и вкрадчиво спрашиваешь – а вы цепочку можете починить?» Задняя нога по привычке уже бежит на выход, и вдруг: «Можем!».
Тормоз, задний ход.
А кольцо растянуть? Можем. А переплавить, и из всякого чего-нибудь сделать что-нибудь красивое? Можем, посмотрите в каталоге, а хотите, нарисуйте, а хотите, я вам нарисую… И камни есть? И камни. И, как в сказке на столе возникает россыпь самоцветов: гранаты, сапфиры, топазы, жемчуга, хризопразы….
Когда мы делали это интервью, мастер Валерий Калтахчан уже мог считать нас постоянными клиентками. Он собрал несколько ниток наших растерзанных бус, починил горсть золотых и серебряных безделушек, из оставшейся сиротой сережки и пары невзрачных колечек сделал роскошный перстень. Ответил на десятки самых волнующих ювелирных вопросов, прочитал пяток блиц-лекций о самоцветах и драгметаллах. То есть, оказался не только прекрасным мастером, но и интересным человеком, которого невозможно оставить без внимания СМИ.
Вот его история, может, она и для вас окажется интересной и даже поучительной.
Валерий по образованию инженер-строитель. Закончил Барнаульский политехнический и приехал в Москву на повышение квалификации. Друзья пригласили посетить выставку Ювелирной академии. Как зашёл туда, так и решил всё бросить и заняться ювелирным делом.
Поступил он в Ювелирную академию с первого раза, представив рисунок – «орнамент, какой-то небольшой узор». Ему сказали: «Вы приняты. Бесплатно. Но через полгода будет конкурс, где по 300 человек на место, и вот тогда будет ясно, продолжите ли вы у нас учиться. Вы должны будете доказать, что это ваше дело». И всё, начали обучать ювелирному ремеслу.
В это время двоюродный брат Валерия уже работал помощником в одной из ювелирных мастерских в Москве. Брат охотно делился опытом, и, если в академии за полгода люди лишь освоили, как плавить золото, то Валерий научился цепочки плести. На экзамене дали кусок золота: делайте заготовку браслета. А Валерий браслет сделал, ему говорят: собирай вещи, и перебирайся из Барнаула к нам.
4,5 года учился в Ювелирной академии и работал в их мастерской. За это время брат открыл цех и пригласил к себе на работу. Через год на российском конкурсе, который финансировала школа Фаберже, из 500 человек Валерий выигрывает место, и в качестве награды, едет во Францию работать и учиться.
Три года он работал и учился во Франции – не один, там у него появились друзья из России. Оттуда Валерия потом пригласили в Италию – очень крупная ювелирная компания.
«Но все эти три года я секунды считал, чтоб вернуться в Россию! Тот, кто привык жить здесь, нечего и думать, чтоб прижиться на Западе. Кем мы там были – культурными рабами?
Мы делали эксклюзивные вещи, 100% ручной работы, но оставались лишь неизвестными учениками. Тебе говорят: пришёл учиться? Учись.
А мы уже знали достаточно, и ничему новому нас там не научили. Материально всё было – зарплата несколько тыс. долларов в месяц, прекрасные условия, даже престиж. Но остаться там жить – ни за что! Ради чего? Всё фальшивое. Чтоб попасть на природу, в лес все сначала надо согласовывать. Мы как-то, еще не зная того, решили пойти на природу. Расположились, стоим, рыбачим, мангал поставили. Вдруг полиция: что делаете? Рыбачим. Где разрешение? Какое разрешение? И забрали нас жандармы, заставили платить штраф.
Оказывается, у них для отдыха на природе отведены специальные места – но там народу! Собаки, кошки… Животные ценятся больше, чем человек.
Сначала было, конечно, интересно – другая культура. Мы думали, что мы дикие – у них там ценится только собственная культура! А на мой взгляд бескультурье: с работы домой – ничего интересного. Близкие родственники, прежде, чем придти в гости, должны позвонить, спросить разрешения – можно ли зайти? Друзей, подруг дома чаем напоить – целое событие, как свадьба.
Мы погуляли, посмотрели – красиво, но скучно, очень быстро всё надоело. Эйфелеву башню можно один раз посмотреть – большой башенный кран…
Посмотреть, конечно, можно… Но жить…ужасно… Жениться? Там это не важно…
Женщины красивые? Да ну, какие они красивые? После тонны тюнинга очень красивые, а без краски…
Там вообще нет ничего натурального, никакой искренности в отношениях между людьми. Один из наших парней выдержал только полтора года и сбежал, мы втроём остались до конца. Ради заработка. Теперь я даже бесплатно на отдых туда не поеду. Какой же всё-таки хороший народ у нас…».
Потом Валерий выяснил, что и ювелиры самые лучшие — российские. Он говорит — из СССР. Ясно, что армяне, потому, что они всегда славились ювелирным мастерством, которое передавали из поколения в поколение.
«На Западе славятся только бренды, просто бренды, раскрученные очень хорошо. Порой, на какую-нибудь ерунду вешают ярлык – и вся Европа хвалит. Преследуется исключительно коммерческий интерес. А если увидишь действительно хорошую вещь, то всегда оказывается работа художника из СССР. Часто за брендами Тиффани, Булгари, Фаберже стоят мастера-армяне, но их имена остаются неизвестными.
В позапрошлом году на конкурсе в Италии нам культурно сказали: у вас шанс есть только от 15-го места. А за участие с проживанием нужно заплатить от 40-ка тыс. евро! То есть, это — коммерция, и с искусством она никак не связана».
Во Франции во время учебы Валерий убедился в том, что получить известность за мастерство даже самому талантливому художнику невозможно.
«Наши изделия на аукционе первоначально оценивались 400-500 тыс. евро. (Глава Российского Ювелирного дома однажды встал (а в зале находилось 2-3 тысячи человек со всего мира) и сказал: «Кто лучше моих мастеров, покажите!»)
…В качестве материалов мы использовали золото, платину, дорогие камни со всего мира. Очень качественные, в основном, российские камни — все они уходят в Европу…
Заказы выполняли так: дизайнеры рисуют эксклюзив перед клиентом. А уж мы делаем. Инструменты, материалы нам предоставлялись любые, какие приснятся… Как-то один кулон делали полгода – какой-то англичанин русского происхождения заказал образок Николая Чудотворца – 8-9 тысяч камней: черные, жёлтые, белые бриллианты. Шедевр весом 40г – настоящая икона – ножки бриллиантовые, корона бриллиантовая.
Изделия нельзя фотографировать, показывать…
Мастера французы очень привередливые, с разными претензиями – какие-то особые инструменты им нужны, и они не брались за это дело лет 15-20. А мы сделали руками – лучше их. И они перестали нас учить ремеслу совсем, а до этого и 30% знаний не давали от того, что мы уже сами знали. Но оборудование у них, конечно, отличное, у нас такого нет, у нас только — руки. Их ручное ювелирное дело кончилось три века назад.
…После обучения во Франции в Москве проходил показательный конкурс, где выставлялись эксклюзивные вещи мастеров Италии, Франции, и один мастер из Омска, русский армянин представил там храм Василия Блаженного в миниатюре, высотой в полтора метра. Из камней, которые сам огранял. Так вот ничего более потрясающего я нигде и никогда не видел. Первоначальная цена на этот шедевр была заявлена 1 млн. евро.
Так иностранцы, у которых на этом конкурсе были свои павильоны, даже слова не сказали, а на следующий день их на выставке уже не было. Привезли они, в основном, штамповку – и дизайнеры, и ювелиры не годятся нашим в подмётки».
Валерий вернулся в Россию в 2002 году, и решил открыть своё дело. Сначала работал с братом, теперь – самостоятельно.
«Больше никуда не пойду, ни на какие конкурсы – бессмысленно: одни понты. Тиффани выиграл конкурс, заплатив 1,5 млн. евро, выставил какую-то проволочку.
Я там никому со своим искусством не нужен, никто меня не ждёт».
Про своё ремесло он говорит: «Любить нужно дело, не только деньги. Кто не любит, в ювелирах долго не задерживается – терпения не хватает. А мне быстрые вещи делать не интересно, хочется усложнить, придумать что-нибудь, улучшить.
Заказчику не всегда это не нужно. Стоит показать каталог, и по тому, на что заказчик обращает внимание, становится ясно, сколько он понимает в украшениях. К сожалению, 90% любят только то, что блестит. Стараюсь остановить внимание заказчика на хороших изделиях, не советую ширпотреб. Вы можете выбрать какие-то элементы, я сделаю наброски».
— Чтобы люди понимали что-то, их нужно учить…
— К сожалению, со времён СССР вкус к настоящим ювелирным изделиям так и не привился – тогда для простых смертных ничего настоящего не было – ни камней, ни золота, ни работы. Если настоящие камни и использовались, то очень низкого качества. Люди покупали (и покупают) золото, а не украшение.
— Но и сейчас ручная работа и натуральные камни далеко не всем по карману?
— Дешёвые камни пользуются бОльшим спросом, но натуральные камни хорошего качества никогда не могут быть дешёвыми. Подешевле можно купить камни среднего качества, но хорошие камни стоят дорого. А есть камни с уникальной огранкой, цена которых очень высокая.
— А какие камни в розничной торговле чаще всего могут быть натуральными?
— Гранаты, топазы, аметисты, янтарь, бриллианты… Хороший натуральный топаз стоит 80-100 долл. за карат. Аквамарин, опал используются очень редко. Океанический жемчуг стоит недешево, нитка бус — 3-5 тыс. долл., такой жемчуг имеет специфический блеск. Александрита натурального я не видел никогда, ни на одной выставке. У нас уже 8 лет на него очередь – 500 человек готовы купить этот камень любой ценой.
Но мне интересно изделие, не камень… В наше время на прилавках лежат тонны золота и камней, но ювелирных изделий нет.
— Мастеру нужны ученики, не хотели бы Вы открыть школу? Курсы? Научить ремеслу, развить вкус…
— Каждому мастеру хочется передать ремесло, но для того, чтоб открыть что-то требуется такая морока с документами. Да и на выходе — что? Нужен ученик, который смог бы тебя понять, принять твоё искусство, развить… А всем сейчас нужны «быстрые» деньги, поработают два года, и бросают, хватает терпения научиться паять.
Звучит это заключительное слово мастера несколько печально, но Валерий Калтахчан отнюдь не пессимист. Наоборот, от посещения его мастерской остаётся самое приятное впечатление. И если вы хоть чуточку проявите интерес к его работе, он готов поделиться знаниями и секретами удивительного ювелирного искусства. Чтоб научить вас понимать толк в украшениях, и помочь заказать что-нибудь эксклюзивное.
На снимках — работы армянских ювелиров
(436 просмотров)
Да, остались еще мастера в этом мире…
А Валерий действительно мастер и вправду, очень светлое после мастерской чувство остается — ведь и как человек он очень симпатичный…=)
я просто в восторге от его робот…..и от него тоже
просто чудесная робота .я была очень довольна спасибо нму