Если б у меня были ученики…
Урок
Что есть фотография – застывшее мгновение. Ничто не может остановить непрерывно текущую жизнь, а фотография может.
Вы идёте вдоль поля, или – едете на машине. Шумит мотор, машина движется неровно, и вы думаете только о том, чтоб не зацепиться за что-нибудь снизу. Если вы идёте, то ноги заплетаются в траве, и вы ничего не видите, кроме этой травы, и ни о чём не думаете, кроме того, что вам нужно куда-то успеть… То есть, вы не живёте настоящим, и пропускаете его, бежите впереди него, и очень многое теряете.
Но если вы остановитесь передохнуть, присядете на траву, или ляжете и станете смотреть в небо, то вдруг окажетесь в настоящем, и увидите, что оно не менее важно, чем то, к чему вы сейчас так стремились.
Над вами раскинется небо, вы увидите, что по нему плывут облака, услышите самую прекрасную в мире музыку – тишину. Живую тишину. В которой поёт птичка, трещат кузнечики, где-то вдалеке стучит молоток — там люди строят дом, а над вами летит самолёт, а в нём тоже люди, и они о чём-то думают, кого-то любят, и, может, сейчас, пролетая, видят вас…
А потом вы увидите жизнь вокруг себя. Маленькую, но настоящую. Вы увидите не просто траву, а целый мир. Лезет букашка на травину, останавливается, озирается, снова лезет. И вдруг замрёт, задумается о чём-то надолго. Травина качается, а букашка всё висит. Ей просто нравится качаться или она думает? О чём может думать букашка?
Вдруг вы обратите внимание, как удивительно разрисована её спинка, словно кропотливый художник с тонким вкусом писал все эти переходы, чеканил симметричные узоры и бороздки, косички на твердых сомкнутых крылышках.
А потом солнышко скользнёт по травине, и она заблестит, и так повернётся, что заиграет, зазмеится по ней золотая дорожка. Закачаются вокруг ромашки все одинаковые, и ни одной похожей. Ромашки и ромашки, целое поле, пахнут горько, привычно, а посмотришь – каждый лепесток по краешку с резной каймой, с продольными полосочками, а уж серцевина и вовсе чудная – из жёлтых изузоренных трубочек. В самой глубине травной чащобы проглянет очень зелёный листочек, сложен ладошкой, гармошечкой и держит в ней сияющую серебряную каплю воды.
Вас обступит настоящее, полное драгоценных и хрупких, как эта капля мгновений. И так захочется их запечатлеть, удержать, показать всем на свете – бегущим, спешащим, живущим мимо, через настоящее.
Так мы открываем для себя первую возможность фотографии.
Хватаем фотоаппарат, нажимаем спусковую кнопку, и… Ничего не получилось – перед нами лежит блин. Ни сияющей капли, ни золотой дорожки, ни облака с розовыми краями… Если только пальцем показать и сказать – а вот здесь сидел таакой жук, а вот эти ромашки вблизи тааакие…
2. Очень важно увидеть, но также важно передать увиденное, и не с помощью пальца, а с помощью снимка, благо у нас есть такое изумительное средство.
Вот как бывает: друзья играли в футбол, было столько эмоций, острых и ярких моментов, а на снимке – невразумительные вермишелинки, разбросанные как попало.
К примеру, пейзаж – такая красота вечером на озере у леса. Камыш стоял стеной, золотилась вода, утка взлетела. А на снимке торчат несколько былин на переднем плане, появились грязные радужные пятна у покосившегося леса, небо белое, само озеро куда-то провалилось, утка скомкалась, никто и не поймёт, что это утка была…
Или — необыкновенная девчонка, одноклассница Клава, а показать её фото ребятам – Клава и Клава, пожмут плечами…
Ещё пример: был день рождения, все пришли нарядные, цветы принесли, торт, хорошо повеселились, а на фотографиях остались незапоминающиеся плоские пятна вместо лиц. У лучшего друга Васьки рот кривой тортом набит, самая весёлая девчонка Машка выглядит высокомерным пугалом, от папы одна лысина осталась. Мама велела эту фотографию уничтожить, чтоб никто её в таком виде никогда не видел. И, правда, мама в жизни совсем другая.
А надо, чтоб всё было наоборот – чтоб мама улыбалась через десять лет, глядя на снимок: какие ж мы были молодые-красивые, чтоб никто никогда не узнал, что у папы лысина, чтоб Машка была весёлой, и чтоб по Ваське видно, что он друга больше любит, чем торты. И чтоб все сразу видели, что это день рождения, а не просто, скажем ужин.Когда мы смотрим на картину, например, «Сватовство майора» художника Федотова, то перед нами развёртывается действо, которое интересно разглядывать, следя за мимикой и позами персонажей, и даже за обстановкой вокруг персонажей. Они не просто сидят и смотрят в объектив, то есть, в холст. Они живут на полотне, и мы с вами проживает тот момент их жизни, в который запечатлел художник. У нас чувство остановленного времени, щемящее чувство минувшей эпохи.
Вот такой выразительной должна быть фотография, которая, как и живопись, является визуальным искусством. Для этого есть масса средств – свет, цвет, объём, композиция, техника и многое другое, что роднит фотографию с живописью, и что предстоит нам с вами изучать.
Но есть в фотографии и ещё нечто. Этого свойства нет ни в каком другом виде искусства – это документальность и неповторимость. В ней ничего нельзя изменить. Поэтому задача предстоит непростая – сделать это документальное и неповторимое искусством.
Для меня фотография – чудо; никакими частицами серебра и никакими законами физики и свойствами электроники я не могу объяснить себе, как это на бумаге (плёнке, матрице) навсегда осталось то, что давно прошло? Но всё же я постараюсь объяснить вам то, что объясняют о фотографии учёные.
Существует два вида фотосъёмки: художественная и документальная. Но совсем не обязательно, что художественная не должна быть документальной, и наоборот — документальная художественной. Напротив, эти виды прекрасно сочетаются.
А также два других вида – плёночный и электронный. Мы в своё время поговорим о преимуществах каждого.
Кроме того, съёмку можно разделить на несколько видов: жанровую, репортажную, портретную, пейзажную. Мы подробно остановимся и постараемся изучить все доступные нам жанры фотосъёмки.
Проникнем в историю фотографии, познакомимся с выдающимися мастерами светописи, послушаем их откровения и будем внимать советам. К нашим услугам будут их работы, которые мы сможем увидеть в альбомах и на экране.
(103 просмотров)
Свежие комментарии