Как захватывают Истринские берега
Жители одной из деревень на Истринском водохранилище борются с незаконной застройкой
Владимир Бугугаенко 7 июля 2011 г.
Сегодня в Московской области почти не осталось водоемов, к которым у жителей подмосковных поселков и деревень был бы свободный доступ. Примыкающие к воде участки стремительно застраиваются. Наглядный пример – деревня Похлебайки, расположенная около Истринского водохранилища в Солнечногорском районе. Там неизвестные люди намерены захватить водоохранную зону. По словам местных жителей, в марте и апреле рабочие пытались разметить ее на участки. При этом они не показали жителям документы, разрешающие эти работы, но заявили, что здесь будет строиться глава Солнечногорского района Юрий Панкратов (в приемной г-на Панкратова эту информацию «НИ» опровергли). «Мосводоканал», сотрудники которого побывали в Похлебайках, признал межевание незаконным и направил обращения в подмосковную прокуратуру и Росприроднадзор. Ведомства молчат уже два месяца. Селяне, уже дважды прогонявшие рабочих, снова готовятся к обороне. Жителям расположенной на том же водохранилище деревни Тимофеево прокуратура не отвечает уже год. За это время они лишились последнего незастроенного участка водоохранной зоны, а вместе с ним и подхода к воде.
Водоохранная зона – территория вдоль береговой линии шириной от 50 до 500 метров, строить на которой запрещено Водным и Лесным кодексами. В расположенной около Истринского водохранилища деревне Похлебайки только полкилометра берега остались незастроенными. Здесь растет лес, а справа и слева – заборы и коттеджи. Застройщики хотят отобрать берег у деревни полностью.
Житель Похлебаек Павел Кошеленко – человек, который пытается им помешать. Как говорит Павел, он прошел две войны – одну в Приднестровье, вторую – в Чернобыле, где был ликвидатором аварии на АЭС. Теперь он, подполковник запаса, борется против захвата земли в нескольких метрах от собственного дома. Кроме того, что застройка водоохранной зоны нарушает закон, для жителей деревни она обернется тем, что им вовсе перекроют доступ к воде, уничтожат деревенский колодец и вместе с лесом вырубят посаженную жителями аллею, ведущую к водохранилищу.
По словам Павла, в один из дней прошлого лета рядом с охранной зоной остановилась дорогая машина, из нее вышли люди в шикарных костюмах и стали бродить по берегу. Жители считают, что это была первая «разведка». Вторую провели в марте этого года: люди в костюмах приехали уже на трех машинах. Через полторы недели начался захват последних 500 метров водоохранной зоны. Отказавшиеся представиться люди ходили по глубокому снегу с топографами и вбивали в мерзлую почву металлические столбики.
«Они планировали поделить берег на три участка, но обнести столбиками им удалось только один, – рассказал «НИ» Павел. – Рабочих было двое, я подошел к ним с двумя соседями. Мы попросили показать документы на работы. Те ничего не показали, но сообщили, что если мы будем мешать, у нас будут проблемы с главой Солнечногорского района Панкратовым, потому что это он собирается здесь строиться. Мы ответили, что если они сейчас не уйдут, то проблемы будут у них самих. Они ушли: нас было больше». В приемной главы Солнечногорского района Московской области Юрия Панкратова корреспондента «НИ» заверили, что «все это глупости» и «Юрий Александрович не имеет никакого отношения» к захвату водоохранной зоны.
В апреле жители деревни Похлебайки снова успешно прогнали из водоохраной зоны людей с топографами. Теперь они готовятся к обороне осенью. «В разгар дачного сезона сюда вряд ли кто-то сунется», – считает Павел Кошеленко.
Столбики, поставленные захватчиками, сейчас прячет густая трава. Зато отлично видна закрепленная между деревьями растяжка с логотипом экологической организации «Зеленый патруль», обещавшей поддержку жителям. «Силы быстрого реагирования» в деревне насчитывают уже несколько десятков человек. Это соседи, которым позвонит Павел, если нагрянут люди с топографами. И еще несколько деревенских бабушек, которым не надо звонить, потому что они обо всем узнают первыми. «Сначала бабушки говорили мне: «Да у них денег много, что ты против денег сделаешь», – рассказал Павел «НИ». – После того, как мы прогнали землемеров, бабушки стали держаться бодрее. Как только в деревню приезжает незнакомая дорогая машина, они ее окружают и засыпают вопросами: кто, куда, зачем». Павел готов бороться даже в одиночку: если захватчики подъедут к его дому, он намерен перегородить им дорогу своей машиной.
На помощь чиновников надежды невелики.
О попытках захвата природоохранной зоны рядом с деревней Похлебайки извещены уже ГУП «Мосводоканал», прокуратура Московской области, межрайонная природоохранная прокуратура Подмосковья и Росприроднадзор. Сотрудники «Мосводоканала» побывали в Похлебайках, осмотрели столбики и признали межевание незаконным. «О нарушении санитарно-эпидемиологических правил , Водного и Лесного кодексов Российской Федерации направлено обращение в прокуратуру Московской области для принятия мер прокурорского реагирования», – сообщили чиновники «Мосводоканала» в письме к жителям. Ведущий инженер «Мосводоканала» Людмила Боброва рассказала корреспонденту «НИ», что аналогичное обращение она отправила также в Росприроднадзор, и, хотя прошло уже два месяца, ведомства «пока молчат». Не ответили они пока и редакции «НИ», направившей им официальные запросы.
Жители расположенной на Истринском водохранилище деревни Тимофеево, где берег также почти полностью застроен, больше года ждали ответы на свои 13 обращений в прокуратуры района и области. А один из жителей Павел Смирнов пытался даже отбить в суде последний кусочек охраняемой законом земли, отданный под строительство дочери чиновницы областной думы Ирине Смагиной. «Оформление этих земель под строительство проводилось со множеством нарушений, – рассказала «НИ» адвокат Павла Смирнова Мария Крылова. – Даже постановление о присвоении номера участку г-жи Смагиной было подделано. На нем стоит подпись главы администрации сельского поселения Тверцовское Владимира Кузнецова. Он лично пришел в суд и сказал, что этот документ не подписывал». 29 июня суд признал право Ирины Смагиной на участок, перекрыв тем самым жителям деревни подход к воде.
«Десятки километров берегов Истринского и других водохранилищ Московской области застроены незаконно, – дал «НИ» экспертную оценку секретарь благотворительного фонда «Центр охраны дикой природы» Иван Смирнов. – И обращения в суды, подчиняющиеся коррумпированным чиновникам, часто не помогают. В последние годы случаи незаконного захвата в Подмосковье участились. Но точной статистики нет: чиновникам вести ее невыгодно, а правозащитные организации еще не так сильны».
фото С.Хохловой
(512 просмотров)
Такой красивый район, наша Родина…а нам ничего, ничего не оставят — ни детям, ни внукам. Заборы кругом, все схватили, заняли, цапнули. Кто вообще сказал, что имеет право продавать землю??? Ведь это общая земля, её создал Бог, дал её всем, разделил на всех!!!Как вот так можно?!