Под пятой бетонных монстров
Статья опубликована в ЕНП в марте 2011г.
Жители Истры
страдают от незаконного строительства
Пока мы работаем, стоим в пробках, спим, и снова работаем, у нас отнимают жизненное пространство. Без видимой войны, мы сдаём позицию за позицией. В городах исчезают сначала деревья, уютные дворики, старые дома, потом – детские площадки, скверы и улицы, и, наконец, – целые районы и города. Почему мы не противостоим этому? А если противостоим, то всегда ли эффективно?
Вдовинский дом
Есть в городе Истре историческая деревенька, называется Сычёвки. Стоит она на высоком западном берегу Истры и входит в архитектурно-историческую зону Ново-Иерусалимского монастыря. Сколько деревеньке лет, не знает точно никто, только была она здесь ещё до никоновских времён, то есть до XVIIвека. Когда началось строительство Ново-Иерусалимского монастыря, жители Сычёвки помогали строителям продовольствием, делали изразцы. После революции собирали подписи в защиту монашеской общины монастыря. Вблизи деревеньки при Петре I было подавлено стрелецкое восстание. Знавала она и французов, и немцев.
Убереглись Сычёвки от коттеджной застройки во время президентства Бориса Ельцина: удалось доказать её историческую ценность. А вот от депутата истринского районного совета Владимира Вдовина уберечься не удалось. Потому как действовал он хитрее предшественников. Купил на улице Центральной участок площадью в шесть соток «для индивидуального жилищного строительства», и начал рыть котлован. Да такой огромный вырыл, что поместиться там, по расчётам жителей, мог не один дом для ИЖС, а сразу штук пять! Заподозрили они, эти самые жители, что дело тут нечисто. Стали обращаться в разные инстанции, чтобы объяснили им, что же это такое замыслил г-н Вдовин? Только никто ответить им на этот вопрос не смог. А на месте котлована за это время вырос бетонный каркас, причём опять такой огромный, что все подумали: не иначе, как завод, а, может, гостиница, или, на худой конец, супермаркет народный избранник строит. Но разве такое возможно на участке в шесть соток для ИЖС? А если возможно, то машины, на которых будут приезжать в этот завод – гостиницу – супермаркет, придётся парковать в палисадниках и песочницах – деревенская улица-то узкая.
Опять стали писать запросы – в администрацию, в милицию, в прокуратуру. Но ответы вновь приходили какие-то невразумительные.
Здесь самое время рассказать об инициативной группе жителей, которая и взялась за выяснение того, почему и как на исторической земле Сычёвки появился этот строительный монстр.
Дорогу осилит идущий
Истре, а деревня Сычёвки давно стала частью этого городского поселения, повезло: её жители сумели объединиться и создать инициативную группу поддержки местного самоуправления, полномочную осуществлять контроль действий власти и наделённую правотворческой инициативой. Произошло это по той причине, что в городе в своё время творилось непонятно что, и трудно было найти тех, кто за это бы отвечал.
Вот что рассказала Тамара Мокринская, одна из тех, кто создавал инициативную группу жителей Истры.
– 12 лет назад с мужем приехали сюда из Казахстана. Муж – лётчик, работать ему приходилось там, куда Родина посылала. В Казахстане прожили 40 лет, а потом стали не нужны. Пришлось почти бежать оттуда. Дачу, квартиру продали за бесценок и приехали сюда. Здесь был отцовский дом, полученный мной по наследству, в нём жил брат. Приехали – брат в психушке, в доме живут какие-то казаки, телефон сняли, разруха. Но деваться некуда. Поставили на огороде палатку… И пошла я по инстанциям, искать правды. Только куда не приду, ничего не могу добиться. Села изучать законы….
С помощью законов ей удалось не только забрать из больницы брата, выгнать непрошенных гостей, восстановить дом, телефон, провести канализацию, но и отстоять от сноса целую улицу.
Мокринская продолжает свой рассказ:
– В Истре люди не хотели, а многие не могли бороться за свои права, за землю и воздух. Когда их ставили перед фактом, что их дом снесут, они нередко просто умирали. А мы стали бороться. И не только бороться, но и побеждать.
Эти люди, которые сами себя назвали инициативной группой, и начали разбираться в ситуации с вдовинским домом. Прежде всего, получили письменные и устные ответы на свои вопросы от главного архитектора города Александра Паршукова и заместителя главы районной администрации Александра Горбаткова, которые гласили: участок г-ну Вдовину выделен под ИЖС, и строительство общественных зданий на нём незаконно. Дело оставалось за малым – доказать, что бетонный монстр на шести сотках с четырьмя этажами и площадью на пол-огорода – не дом для индивидуального проживания для одной семьи, а нечто иное. Обратились в вышестоящую организацию – Главное управление государственного строительного надзора Московской области. Ответ пришёл предельно лаконичный: земля выделена именно под индивидуальное жилищное строительство, выделяли же её районные власти, с них и спрашивайте. Спросили – у заместителя заведующего территориальным отделом Государственного архитектурно-строительного надзора Московской областиНадежды Дарашиной. Она заявила: построен именно дом для индивидуального проживания. На вопрос же, соблюдены ли строительные нормы, ответила: соблюдены.
Не верить своим глазам или обратиться в прокуратуру? Решили – второе. Через месяц городской прокурор Михаил Попков дал ответ, что по результатам проверки, опираясь на сведения из местных органов, в Сычёвках г-н Вдовин законно и обоснованно использовал выделенныё ему участок земли под ИЖС…
Оставался последний шанс – обратиться к местной власти.
Властей в Истре – две. Городская и районная. Это многое усложняет. Прежде чем выяснить, кто из них отвечает за строительство, пришлось походить по кабинетам – из районной администрации в городскую и обратно. И только когда активисты потребовали от главы городского поселения Истра Юрия Савельева принять меры против незаконного строительства, он признался, что полномочия по строительству и выделению земли передал в районную администрацию.
Члены инициативной группы записались на приём к главе района Анне Щерба. На этой встрече и выяснилось, что она тоже не знает, что в Сычёвках строят. Но заверила: всё проверим, и, если дом построен незаконно, снесём. И призналась: её уже вводили в заблуждение, выстроив на улице Ленина, в самом центре города, 17-этажную «подкову», заслонив жителям обычных многоквартирных домов свет и вид на монастырь.
Остаётся добавить, что пока суд да дело, дом в Сычёвках успели не только достроить, но и остеклить. Теперь он, оборудованный 19-ю туалетами, и гордо смотрит сверху вниз в соседские окна – что, съели?!
В коллекции инициативной группы Вдовинский дом стал первым из способов отъёма среды обитания у населения. Сегодня их, увы, уже столько, что не хватает пальцев рук, чтобы все перечислить.
Микрорайон на Пролетарской
Можно назвать ещё один — он охватывает несколько улиц, вдобавок к Пролетарской – Морозова, Фабричную, а также Волоколамский переулок, и образует так называемый микрорайона №4.
Началось всё, как считают в инициативной группе, в марте: по склону Пролетарской горы были вырублены 50 здоровых деревьев, укрепляющих склон. По городу пошёл слух – будут строить микрорайон. Удалось выяснить, что разрешения на строительство никто не давал! А зачем же рубить деревья?! К главе района и в прокуратуру с этим вопросом вместе с инициативной группой обратились экологи из Межрегиональной общественной организации «Экологический союз Московской области».
В мае, наконец, были проведены публичные слушанья по строительству микрорайона на Пролетарской. Представители застройщика (ТД «АССА» г-на Валерия Дмитрикова, бывшего замглавы района) вывесили проект высотного микрорайона на 3,8 тысяч жителей и 1 тысячу парковочных мест. Во время слушаний многие жители протестовали против строительства, но их не услышали. Результаты слушаний сочли положительными.
Вы спросите, в чем же причина протеста? В том, что квартиры в новых домах истринцам всё равно будут не по карману. А также в том, что город уже задыхается от выхлопов и пробок, все ПДК и ПДУ нарушены в разы (в надзорном производстве есть документы с данными экологической экспертизы и заключение местной СЭС).
Кроме того, в этом месте, на высоком склоне Пролетарской горы, жители хотят видеть парк, мемориал истринцам, ушедшим отсюда на фронт, часовню с видом на Новый Иерусалим.
Инициативной группе снова пришлось идти к прокурору. Здесь выяснилось, что все согласования застройщиком, ТД «АССА», получены и представлены в прокуратуру. Это вызвало большие сомнения у инициативной группы, и она решила ознакомиться с надзорным производством. Выяснилось, что согласования действительно были, но оказалось, что ни одно из условий согласований не выполнено. Ни предписания местного ОГИБДД, ни Министерства культуры Московской области, ни Мосводоканала. Зона строительства названа в документах оползневой, не рекомендованной к застройке – это пойма реки. Кроме того, имелось предупреждение – в случае аварии на гидроузле, микрорайон окажется в зоне затопления глубиной до 4,5 метров! Ничего себе, согласование!
И это при том, что на Пролетарской улице до сих пор в частных домах живут коренные жители Истры. Живут без газа, воду берут в уличной колонке, топят дровами. По-иному, говорят им, нельзя: существует постановление местной администрации, датируемое 2005 годом, которое гласит, что дома эти предназначены к сносу. Взамен жителям Пролетарской обещали квартиры. Увы, прошли годы, а всё остаётся по-старому. Когда же кто-нибудь, измучавшись без элементарных удобств и не имея права сделать какой бы то ни было ремонт в собственном доме, делает очередную попытку оформить землю в собственность, то получает неизменный отказ. Дескать, их земля находится в санитарной зоне. Такая вот странная логика. Кроме того, получается, что приобрёл эту землю г-н Дмитриков с живыми душами.
Тем не менее, жители Пролетарской продолжают бороться. В октябре 2010 года, когда сюда подогнали бульдозер и начали рыть котлован, они вышли на улицу. Как и ожидалось, разрешения на проведение работ у строителей не оказалось. И тогда инициативная группа обратилась в более высокие инстанции.
Первым на помощь жителям Пролетарской улицы пришло Министерство культуры Московской области. Его руководитель Галина Ратникова подписала письмо, в котором главе района предписывалось работы на Пролетаркой улице остановить, провести археологические изыскания и представить их результат в министерство.
В декабре 2010 года в Истре прошло обсуждение архитектурных зон Нового Иерусалима, в котором участвовали работники Министерства культуры области, представители местной власти и депутаты районного и городского советов, архитекторы Московского областного информационно-аналитического культурного центра, духовенство. Выяснилось, что проект микрорайона №4, в который входит и Пролетарская улица, имеет несколько разных вариантов, в том числе предусматривающих строительство 14-этажных зданий. И это притом, что в зоне регулируемой застройки Нового Иерусалима, которая попадает в эти проекты, запрещено возводить что-либо высотой больше 2–3 этажей!
Эти замечания легли в основу акта Государственной историко-культурной экспертизы по проекту зон охраны Нового Иерусалима, подготовленного в январе 2011 года. Установлен регламент использования земель на участке в пределах улиц Пролетарской и Фабричной, а также Волоколамского переулка. Его положения столь важны для решения описанной выше проблемы, что позволим себе процитировать наиболее важную для нас часть.
«Режим использования земель, – говорится в акте, – в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещает: архитектурные решения зданий, резко диссонансные, нарушающие облик и характер сложившейся застройки – по местоположению, размерам, пропорциям, параметрам, чрезмерно активному силуэту, цвету, материалу; хозяйственную деятельность, оказывающую разрушающее воздействие на застройку и характерную среду.
Градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности разрешает: строительство экологически безопасных объектов и построек высотой до 12 м до конька кровли, уплотнение сложившейся застройки в пределах допустимых норм; проведение работ по благоустройству и озеленению территории; прокладку подземных инженерных коммуникаций».
На этот раз, кажется, победили. Но было бы наивно думать, что г-да Вдовин, Дмитриков и иже с ними на этом успокоятся. Они продолжают искать лазейки в законах, чтобы продолжить своё дело по отъёму у нас жизненного пространства.
Дело эксмэра живёт и процветает
Пройдите сегодня по Истре, и вы увидите перетяжки, с помощью которых некая «Роза ветров» призывает купить квартиры в районе «Большевик».
Поясним. В одно не самое прекрасное летнее утро 2010 года жители садового товарищества «Урожай» обнаружили, что вплотную к их участкам вырыт огромный котлован, а над крышами домов ходит стрела башенного крана. Вызвали милицию, но, как водится, никакой информации от строителей не добились. И документов, разрешающих проведение работ, – тоже. Вскоре стало известно, что в «Большевике» идёт строительство двух 25-этажных башен. И это – несмотря на то, что Министерство культуры РФ внесло Истру в список исторических поселений, а губернатор Московской области Борис Громов распорядился не строить в городе зданий выше 9 этажей!
Пришлось жителям снова идти к прокурору. Он, тоже, как водится, пообещал разобраться.
За месяц, прошедший после этого, вокруг котлована вырос глухой забор. Забор, как потом выяснилось, скрывал от ненужных глаз продолжающееся строительство и гибель рабочего, гражданина соседней страны.
А через некоторое время закачалась земля под мэром Москвы Юрием Лужковым, к супруге которого Елене Батуриной, как выяснили члены инициативной группы, вели нити строительства в «Большевике». К этому моменту прокурор как раз подготовил предписание, в котором указывалось, что строительство ведётся неправильно, что строители приняты на работу с нарушением норм миграционного законодательства, что, наконец, на стройке не соблюдают технику безопасности. Отмечалось также, что застройщик не предоставил разрешение на строительство и иную строительную документацию.
Прошли месяцы, Юрий Лужков вместе с супругой давно покоряет заграницу, а строительство продолжается, преимущественно по ночам. Уже выстроены два этажа.
Жители не молчат. Но толку от того, что они продолжают бить в набат, немного: ночью вызовут милицию, та приедет, строители разбегутся, а как только всё утихнет, возвращаются и продолжают работу.
Тут ещё вот что случилось. Одна из дачниц «Урожая» со своим свидетельством на земельный участок, который оказался на краю котлована, пошла в кадастровую палату. Там вдруг выяснилось,что на её землю «наполз» кадастр застройщика, и теперь неизвестно, кто их них хозяин. И хотя дачница землю получила в 2000 году, задолго до описываемых событий, никто не знает, как ей помочь.
***
Увы, перечень способов отъёма у нас жизненного пространства можно было бы ещё долго продолжать. Но не в количестве суть. Думается, и из того, о чём уже рассказано, понятно: с незаконным строительством можно и нужно бороться, законы для этого, пусть и не всегда совершенные, есть. В Истре удалось приостановить незаконное строительство, значит, получится и в других местах. Нужны только неравнодушные люди. Как во власти, так и в наших городах, посёлках и сёлах.
Светлана Хохлова, фото автора
(280 просмотров)
комментариев 8
buy naltrexone
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
lumigan price at costco
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
cialis pills
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
buy viagra 100mg
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
mymvrc.org
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
tadalafil cialis
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
hydroxychloroquine stock prices
Под пятой бетонных монстров — Гражданская позиция Истра
cheap hydroxychloroquine
colonial major depression artistic