Чеховская больница: ещё один драгоценный памятник Истры
(Все снимки можно посмотреть в конце публикации)
Вот что пишет Елена Вильгельмовна Штейдле:
История создания Воскресенской (Истринской) лечебницы связана с деятельностью Московской губернской земской управы в 70-е годы XIX века. Предложение о создании уездной сельской лечебницы за счет средств Московской губернской земской управы, выдвинутое секретарем Губернской санитарной комиссии Е.А.Осиповым, было поддержано в 1877 г. влиятельным московским гласным, общественным деятелем и писателем Дмитрием Федоровичем Самариным, братом известного русского философа, историка и публициста Юрия Федоровича Самарина. Одному из беднейших уездов Московской губернии – Звенигородскому — для устройства лечебницы было выделено 18 тыс. рублей. Тогда же было принято решение о приобретении Звенигородским уездным земством земель участка в 13 десятин бывшей ткацкой фабрики по производству хлопчатобумажных и шерстяных тканей, принадлежавшего А.Д. Чикину – брату известного предпринимателя и мецената И.Д. Чикина. Данный земельный участок располагался в одной версте к северо-востоку от заштатного города Воскресенска. Находившиеся на участке старые корпуса фабрики и вспомогательные постройки при ней предполагалось приспособить под лечебницу. Воскресенская лечебница была открыта 1 декабря 1878 г. – в этот день в бывшем фабричном корпусе, в котором располагался временный госпиталь для раненых и больных солдат, доставлявшихся сюда с осени 1877 г. с фронтов русско — турецкой войны, начала работать амбулатория. Вскоре, 1 января 1879 г., начался прием больных на стационарное лечение. Количество коек в стационаре составляло 15 из них 7 мужских и 7женских и детских, одна предназначалась для рожениц. В штате Воскресенской лечебницы работало три специалиста врач, фельдшер-акушер, и акушерка.
В истории российского здравоохранения Воскресенская лечебница отмечена как первая губернская земская лечебница, ее открытие ознаменовало начало деятельности сельских земских лечебных учреждений в Московской губернии. Значение лечебницы отражено в отчете секретаря Губернской санитарной комиссии Е.А.Осипова: «С тех пор, стало быть, полагается конец хаотическому брожению земской медицины в Московской губернии на практике, и наступает время водворения надлежащего определенного в ней порядка. И вот почему факт этот в нашем земско-медицинском мире является весьма важным событием». Воскресенская лечебница обслуживала территорию в 800 кв. верст, в которую входило 74 села и деревни. Численность обслуживаемого населения составляла 11983 человека.
Значительную роль в становлении Воскресенской лечебницы, в совершенствовании организации работы принадлежала ее первому заведующему – Павлу Арсеньевичу Архангельскому. За время его работы с ноября 1878 по март 1896 гг. в лечебнице были построены приют для неизлечимых больных, комплекс помещений для «заразного павильона», летний барак для выздоравливающих больных, различные хозяйственные помещения. Лечебница увеличила штат медицинского персонала, пополнилась новым оборудованием. По воспоминаниям современников, «больница считалась поставленной образцово». Воскресенская лечебница отличалась не только высоким профессионализмом врачей. Известный врач П.И. Куркин в своих воспоминаниях отмечал, что все врачи больницы были проникнуты «поистине любовным, душевным отношением к больному». Благодаря успешной работе заведующего, всего медицинского персонала, Воскресенская лечебница к концу ХIХ века стала лучшей лечебницей в Московской губернии. Опыт работы доктора П.А. Архангельского изучался многими студентами и молодыми врачами — практикантами медицинского факультета Московского университета.
В 1896 г. Воскресенскую лечебницу возглавил Михаил Степанович Толмачев. Его деятельность была направлена на расширение рамок медицинского обслуживания населения, организации новой лаборатории с микроскопом, а также размещении на территории лечебницы приюта — яслей для детей, матери которых находились на стационарном лечении. Значительные мероприятия по расширению функций Воскресенской лечебницы, по оснащению ее новым оборудованием, ремонту и реконструкции корпусов продолжил заведующий больницей с 1907 по 1941 гг. Константин Александрович Боголюбов. Показателем высоких достижений работы лечебницы стал факт демонстрации макета Воскресенской лечебницы на Международной гигиенической выставке в Дрездене в 1911 г. Данные за 1911 г. говорят о масштабах деятельности лечебницы: число принятых амбулаторных больных — 16254, общее число посещений – 26387, стационарных больных. — 876 человек.
После революции 1917 г. лечебница подчинялась Отделению здравоохранения уездного Исполнительного комитета. Больница имела в стационаре уже 50 коек, а в Воскресенском районе было открыто 4 лечебницы на 100 коек, прием вели 6 врачей и 15 медработников. В последующие 85 лет открывались все новые амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, постепенно увеличивалось количество мест в стационаре. В первые годы послереволюционные годы, несмотря на разруху и лишения, персоналу больницы удалось сохранить и обеспечить на достаточно хорошем уровне медицинское обслуживание населения. В последующие годы продолжалась работа по пополнению больницы медицинским инструментарием, оборудованием, повышению квалификации медицинского персонала. Большое внимание уделялось санитарно — просветительской деятельности. Активно осуществлялся санитарный надзор за школами, производствами, улицами, дворами, индивидуальными жилищами. В конце 30-х годов ХХ в. при Истринской больнице были организованы курсы медицинских сестер.
В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские войска нанесли огромный урон Истринскому району, в частности, декабре 1941 г. здания Истринской больницы подверглись значительному разрушению. После освобождения района для борьбы с возможными инфекциями и с целью оказания первой медицинской помощи больным и раненым в деревни было направлено 42 медицинских работника, в том числе из Истринской больницы. Первые восстановительные работы в больнице начались сразу же после изгнания врага. С помощью истринских шефов уже к апрелю 1942 г. под руководством нового заведующего Александра Александровича Макова большинство корпусов больницы были в основном восстановлены, и Истринская районная больница возобновила свою работу.
Чехов – для наших потомков.
Чеховский корпус больницы как памятник истории и культуры.
Замечательно, что на истринской земле совсем недавно установлены два памятника великому писателю и человеку Антону Павловичу Чехову. Это дань памяти А.П. Чехову уже от XXI века, от наших современников. Но есть, сохранились еще в нашем истринском крае уголки, здания (хотя их мало, к сожалению), непосредственно связанные с жизнью А.П. Чехова. Это то, что зовется мемориалами, а значит, они должны быть сохранены для потомков. Один из таких мемориалов — «чеховский» корпус (как мы его называем) — находится на территории Истринской больницы. Истринское районное отделение охраны памятников выступило с инициативой ходатайства перед Министерством культуры Московской области по присвоению данному корпусу статуса охраняемого памятника истории и культуры.
Чеховский корпус является частью большого комплекса Истринский районной больницы — бывшей Воскресенской. И тут нелишне заметить, что сама по себе история больницы чрезвычайно интересна, много в ней славных страниц. Словом, это тема отдельного разговора. А пока лишь вкратце об истории Воскресенской больницы. Создание больницы — результат деятельности Московской губернской земской управы в70-е годы XIX века. Открытие земской Воскресенской больницы в конце 1878 годаознаменовало начало деятельности сельских земских лечебных учреждений в Московской губернии. Значение лечебницы отражено в отчете секретаря Губернской санитарнойкомиссии Е.А.Осипова: «С тех пор, стало быть, полагается конец хаотическому брожению земской медицины в Московской губернии на практике, и наступает время водворения надлежащего определенного в ней порядка. И вот почему факт этот в нашем земско-медицинском мире является весьма важным событием».
Значительную роль в становлении Воскресенской больницы принадлежала ее первому заведующему – Павлу Арсентьевичу Архангельскому. По воспоминаниям современников, «больница считалась поставленной образцово». Она отличалась не только высоким профессионализмом врачей. Известный врач П.И. Куркин в своих воспоминаниях отмечал, что все врачи больницы были проникнуты «поистине любовным, душевным отношением к больному».
Благодаря успешной работе заведующего, всего медицинского персонала, Воскресенская лечебница к концу ХIХ века стала лучшей лечебницей в Московской губернии.
Здесь в 1881-1883 годах, будучи студентом медицинского факультета Московского университета, А.П. Чехов проходил медицинскую практику под руководством П.А. Архангельского, «милейшего человека и прекрасного врача», по словам Чехова.
По окончании университета в 1884 году А.П. Чехов продолжает работу в Воскресенской лечебнице в качестве врача. С заведующим лечебницей будущего великого писателя связывали не только профессиональные, но и тесные дружеские отношения. Во многом под влиянием П.А. Архангельского Чехов начинает работу над научным трудом «Врачебное дело в России».
В сохранившихся воспоминаниях о лечебнице П.А. Архангельский отмечает: «…Воскресенская лечебница и тогда считалась благоустроенной, и туда, по летам,
приезжали молодые врачи и студенты с целью отчасти провести лето в хорошей здоровой местности, а главным образом – познакомиться с организацией земской медицины и врачебной работой в деревне».Здесь же и о врачебной практике А.П.Чехова: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но все он делал с вниманием и видимой любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса, хотя бы больной говорил и не относящееся к уяснению болезни.Душевное состояние больного всегда привлекало особое внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами, он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды».Впоследствии Чехов еще несколько раз бывал в Воскресенской больнице, а добрые отношения с ее заведующим П.А. Архангельским поддерживал всю жизнь. В последний раз А.П. Чехов посетил больницу в 1903 году. Работа в больнице, общение с врачами, медицинским персоналом оставили значительный след в жизни Чехова – в профессиональном отношении и в человеческом. Позже П.А. Архангельский скажет о Чехове: «Он не сделался врачом – практиком, но остался тонким диагностом душевных состояний человека».
Врачебная практика дала Чехову обширный материал для его литературного творчества. Многие произведения Чехова построены на основе событий и впечатлений, которым он обязан своей работе в качестве врача в Воскресенской больнице. К таким произведениям относятся, например, рассказы «Хирургия», «Сельские эскулапы», «Беглец», «Горе», «На вскрытии» и другие. Медицинская практика одновременно стала и писательской практикой Чехова.
Всё это, без сомнения, свидетельствует о большом историко-культурном значении корпуса больницы, связанного с жизнью и творчеством А.П. Чехова. Сохранить мемориальный корпус для потомков – достойная задача для истринцев.
Елена Вильгельмовна рассказывает подробно о том, как Истринская больница связана с именем А.П. Чехова:
«Итак, А.П. Чехов 18 июня 1884 г. едет в Воскресенск. И в этот же день он подает прошение ректору Московского университета — относительно выдачи удостоверения (свидетельства) о степени лекаря и звания уездного врача. Приведу его полностью: «Имею честь Ваше превосходительство сделать распоряжение о выдаче мне удостоверения в том, что я удостоен звания лекаря и уездного врача. Оное удостоверение имею честь просить выслать по адресу: «г. Воскресенск, Московской губ. Антону Чехову». Антон Чехов. Июня 16-го дня 1884 года».
И снова Воскресенск – наш Воскресенск!…Дорогой читатель, ты, наверное, догадываешься, какой это для каждого истринского краеведа «бальзам на душу» — узнать еще об одном свидетельстве причастности нашего города к биографии А.П.Чехова — великого Чехова…
Забегая вперед, скажу, что удостоверение от Совета Императорского Московского университета будет подписано выдающимся русским хирургом Н.В.Склифосовским.
25 июня – этой датой пометил А.П.Чехов первое воскресенское письмо первого лета доктора Чехова …А это уже новое самоощущение. Ведь в местной больнице Чехов появился не студентом – практикантом, как прежде, а « новоиспеченным врачом», прошедшим курс наук в университете.
В письме, обращенном к редактору «Осколков» Н.А.Лейкину, Чехов сообщает: «Живу теперь в Новом Иерусалиме…Живу с апломбом, так как ощущаю в своем кармане лекарский паспорт».
В этом же письме читаем: « Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Грыбы, рыбная ловля и земская лечебница».
Всего немногим больше строчки- и вот перед нами наш прежний – милый, тихий, патриархальный Воскресенск…
Ну, «грыбы, рыбная ловля» еще впереди, а сейчас – о земской лечебнице, с которой Чехова так много связывало и с чисто профессиональной точки зрения – как врача, и с творческой – как писателя, и просто – по-человечески связывает, ведь там он познакомился с людьми, которые стали его добрыми друзьями на долгие годы. Кстати, многие черты характера и преданность своему делу одного из таких друзей – Петра Ивановича Куркина нашли свое воплощение в образе доктора Астрова в пьесе Чехова «Дядя Ваня».
Земская лечебница находилась в одной версте на северо-восток от Воскресенска в местечке Чикино, приобретенном Звенигородским уездным земством у купца А.Д. Чикина – брата известного предпринимателя и мецената И.Д. Чикина.
Здесь, в конце 1878 года, в перестроенном здании бывшей ткацкой фабрики по производству хлопчатобумажных и шерстяных тканей и была открыта, стоит подчеркнуть, первая в Московской губернии земская лечебница (теперь это Истринская Центральная районная больница).
Заведовал лечебницей П.А. Архангельский, по словам Чехова, «милейший человек и прекрасный врач».
Слава его как врача-терапевта была настолько велика, что к нему съезжались на практику студенты – медики последних курсов и даже молодые врачи.
Но не только профессионализмом врачей отличалась больница. «Поистине любовное, душевное отношение к больному», которым были проникнуты все врачи больницы, – об этом вспоминал проходивший здесь практику П.И. Куркин.
А вот воспоминания брата Антона Павловича Чехова – Михаила: «Чикинская больница считалась поставленной образцово, сам Павел Арсентьевич был очень общительным человеком, и около него всегда собиралась для практики медицинская молодежь, из которой многие потом сделались врачебными светилами…Часто после многотрудного дня собирались у одинокого Архангельского, создавались вечеринки, на которых говорилось много либерального и обсуждались литературные новинки. Много говорили о Щедрине, Тургеневым зачитывались взапой, пели хором народные песни…».
Как Антону Павловичу работалось в Чикинской больнице – об этом позднее, а пока «вполне несерьезная», почти анекдотическая история о том, как сестра Чехова — Маша, Мария Павловна, получила домашнее прозвище Ма-Па ( сменившее прежнее «два Ма»…) и какое отношение имело это прозвище к доктору Архангельскому.
Вот как об этом пишет сама Мария Павловна Чехова в своих воспоминаниях: « Это относится к началу 80-х годов, когда мы жили в г. Воскресенске, а потом в Бабкине. Недалеко находилась Чикинская больница, главный врач которой, Павел Арсентьевич Архангельский, завидный был жених для престарелых аристократок Лашкевичей, которых по ошибке прислуга назвала «Лакеичами», к великому удовольствию Антона Павловича, который, кстати сказать, в то время практиковался в Чикинской больнице. Этот самый доктор Архангельский неожиданно женился на приехавшей к нему на практику студентке, Марии Морицевне, немке. Они произвели на свет двух младенцев, Машку и Пашку. Машка сокращенно называла себя Ма-Па. Она была моя тезка. Нечаянно она сделала лужицу и, глядя на нее, сказала: «Ма-Па ай-я-яй». Это все повторяли, глядя на меня, хотя я никаких лужиц не делала…и серьезное обращение Мария Павловна заменилось Ма-Пой. Вот и все».
Тут уж комментарии и пояснения излишни. Строчки воспоминаний сами за себя говорят -насколько близкими были отношения семей Чеховых и Архангельских.»
А вот во что превращён этот уникальный памятник истории и культуры теперь:
(1853 просмотров)
Мы были в эти выходные на территории больницы, и видели это знаменитое здание. Представленные здесь фотки полностью отражают то, что мы увидели. К сожалению там сейчас морг, всё облупилось и обветшало, рядом со входом сушится костюм патолого-анатома. Обидно, что люди не хранят свою историю.
Надо обратиться к главе города, чтобы намылил там кое-кому шею, да и самому ему надо поставить за это клизму — не так уж много памятников в Истре, чтобы их не замечать.