Позади весёлая Масленица. Сегодня — Великий пост
На снимках — праздник для детей, который организовал для детей медицинский центр «Парацельс».
Иван Шмелев.
Лето Господне отрывок
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный,
скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками,
уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас
Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель.
Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филєнщик» Горкин, сказал
вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап…
кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый
пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков,
ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое
все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, —
«душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.
— Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый.
Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит
отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство,
отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил
всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!». Почему же
кричит отец?
Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу
выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая
моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается
кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… —
так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной
колышет.
— Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз
под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел
Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские
певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.
Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем
особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился,
надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый:
сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех
смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а
голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой
бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой.
Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю,
что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить
чай — «за сахар».
— А почему папаша сердитый… на Василь-Василича так?
— А, грехи… — со вздохом говорит Горкин. — Тяжело тоже
переламываться, теперь все строго, пост. Ну, и сердются. А ты держись, про
душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли… по закону-то!
Читай — «Господи-Владыко живота моего». Вот и будет весело.
И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.
В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед
красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая
ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она
будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, — по субботам он сам
зажигает все лампадки, — всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему
поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:
И свято-е… Воскресе-ние Твое
Сла-а-вим!
Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится
мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресенье, в светах. Радостная
молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.
Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо
готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо
очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то
особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь
— «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а
душа трепещет и плачет — «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь
читается.
— Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и
пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не
помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни…
по-мни!.. — поокивает он так славно.
http://az.lib.ru/s/shmelew_i_s/text_0030.shtml
(239 просмотров)
Как интересно у нас переплетаются веселые языческие праздники и Великие посты вытеснившего язычество тысячу лет назад назад православия.
Паша! А тебе не кажется, что у нас и в государстве так же все переплелось?
Павел, какое странное рассуждение! Как народная традиция может помешать православной вере?! В любой стране есть традиции. Чего в них плохого?
Ведь никто не ставит во главу угла солнце — как бога, или зиму, как живое существо, деда Мороза, как реально существующий персонаж, хотя при этом морозы бывают ой, какие!
Не случайно здесь приведены главы из И.Шмелёва — так праздновали уход зимы и начало поста на Руси испокон веку. Это говорит о том, что, вопреки распространённому в советской истории мнению, не огнём и мечом входила в наши умы и сердца вера в единого справедливого и всемилостивого Бога, а постепенно — с пониманием, с внешним сохранением древних традиций. Мы растём, а детские книги и куклы, порой, храним всю оставшуюся жизнь — нам их подарили дорогие родители. У традиции очень глубокие корни.
Меня очень потрясла опера «Мадам Баттерфляй», там в сюжете полюбившая девушка отдаёт возлюбленному всю свою душу и самое ценное, что было у неё — показывает ему своих родовых куколок (в них будто бы души ее предков). Заметьте, не выбрасывает, полюбив, а раскрывает, делится — это я, теперь твоя, со всем самым глубинным, что у меня есть, со всей своей традицей; принимаю Бога твоего, христианского, а ты прими меня с моей глубиной, моей любовью к ним и теперь к тебе…
Так же и мы…
Кстати, когда большевики отрывали у нас веру, они отдирали и традиции, пытаясь привить свои женские дни, революционные праздники и т.п — в сущности глубоко противные и чуждые нашей природе. И они, как видите, тоже уже прижились…
Нет, нет, я ничего против не имею, ничего плохого не вижу
Просто интересное совпадение.