Укрощение строптивого наукограда. Жуковский готовится к выборам
Лагерь протеста в Цаговском лесу
|
С неожиданной повесткой выступит этой весной подмосковный Жуковский. В условиях, когда, казалось бы, никого уже не возбуждает такой скучный общественный институт, как муниципальные выборы, Жуковский предлагает совершенно новую постановку на этот заезженный сюжет — укрощение строптивого наукограда.
Вот предыстория.
Прошлым летом жуковчане на всю страну наделали шума своими выступлениями против вырубки Цаговского леса под строительство дороги к авиасалону МАКС. Не будет преувеличением сказать, что против этой дороги восстал весь город. Хотя и до этого Жуковский попил из области немало крови: то против точечной застройки выступали, то против нарушения исторического облика центра. На выборах в Госдуму опять же устроили «Единой России» провал — всего каких-то 19% она набрала.
Область делала вид, что все эти неприятности ее мало волнуют. Но Шойгу, сменивший Громова на посту губернатора, первым отступил от тактики молчаливого бойкота. Первое, что он сделал, приехав в Жуковский, — это запретил дальнейшее строительство трассы через Цаговский лес. А потом — устроил разнос мэру Бобовникову и укатил в авторитетнейшую газету «Жуковские вести» на переговоры. («Жуковские вести» и лично их главный редактор Наталья Знаменская вообще играют в судьбе города особую роль.)
Шойгу, впрочем, уже скоро ушел из области в Минобороны. Но и мэр Бобовников не усидел: в январе был отправлен в отставку врио губернатора Андреем Воробьевым с унизительной формулировкой — «За утрату доверия граждан». Завершив операцию, начатую Шойгу, Воробьев поставил себя в очень сложное положение. Он продемонстрировал политическую волю и внимание к общественному мнению, однако дал понять беспокойному Жуковскому, что власть хоть и стена, но если бить методично в одну точку, то и в ней можно пробить брешь. Можно остановить вырубку леса, можно снять мэра.
Теперь же у Воробьева и у жуковской общественности — вообще принципиально разные задачи. Губернатору надо бы посадить на пост мэра вменяемого человека, чтобы и управляемость обеспечил, и спокойствие в городе, и нормальные сентябрьские выборы, которые избавят его, наконец, от беспомощной приставки врио. А у общественности — иные чаяния. Им подавай мэра порядочного и свободного от обязательств перед кем-либо, кроме них самих, избирателей.
Больше того: если врио губернатора — человек в баталиях с гражданским обществом еще не окрепший, то жуковская общественность в этом деле уже поднаторела. В частности, сейчас «Жуковские вести» и лично их редактор Знаменская запустили в городе идею «Народного совета». Из активистов различных протестных групп она предложила создать единую платформу, которая, используя весь накопленный опыт, заставит власть себя слушать — всеми способами, которые позволяет закон. Вот, к примеру, у них есть такая программа «Жукяма» (по примеру навальновского проекта «Росяма»). И городские структуры этой «Жукямы» боятся как огня. Знают: сегодня не заделаешь выбоину — завтра на тебя уже в область накапают. А в области на волнения в Жуковском реагируют нервно.
— Мы должны привить Жуковскому инстинкт уважения к себе, — говорит Наталья. — Нужно сделать так, чтобы никакая власть не могла и в мыслях себе представить принятие важных для города решений без учета мнения «Народного совета».
Выборы в «Народный совет» идут уже неделю. Нужно выбрать 17 членов. Пока собрали порядка тысячи голосов — а в планах пять тысяч, до конца марта. Голоса собирают в нескольких точках по всему городу (в аптеках, магазинах, парикмахерских, в редакции газеты). Каждый голос верифицируют электронным способом, через SMS-код. Это чуть сложнее, чем просто проставить галочки, но зато таким способом удастся выявить и мобилизовать самую «боеспособную» часть жуковского электората, порядка 10%. Тут уж любая власть задумается. Хотя «Народный совет», в отличие от того же КС, — подчеркнуто аполитичная организация. Главную задачу они себе ставят хозяйственную. Знаменская говорит: будем работать с тем мэром, которого выберут люди.
С выборами мэра, конечно, все сложнее, чем с такой идеалистической конструкцией, как «Народный совет». В целом, если смотреть на выборы в Жуковском так, словно это эксперимент In vitro, то их результат покажется непредсказуемым. Уникальная характеристика для российского электорального процесса. Обычно ведь всегда бывает понятно, к кому в целом склоняется сердце избирателя. Ведь, признаемся, будь последние всероссийские выборы стерильными — все равно россияне выбрали бы Путина. Равно как и Астрахань, если бы процессом никто не дирижировал, выбрала бы себе Шеина в мэры. Вот «Единую Россию» не выбрали бы в думское большинство. А в Жуковском никакие наблюдатели — ни внутри, ни вовне — сейчас, за месяц до выборов, не смогут сказать вам, к какой кандидатуре тяготеет большинство жуковчан.
Но — и многие в этом месте облегченно выдохнут — выборы в Жуковском пройдут отнюдь не In vitro, а как положено. Никто их на самотек не бросит, результат будет необходимый, наилучший и правильный, чего уж там сомневаться.
Жуковская ТИК закончила прием документов у потенциальных кандидатов. Всего таких обозначилось 19 человек. Однако реальных претендентов на кресло мэра — всего трое.
Первый из «центровых» кандидатов, с которым я встречаюсь, — Игорь Константинович Новиков.
Что про него известно? В Жуковский Новиков попал 30 лет назад, по распределению из Куйбышевского авиационного института. Много работал в авиации: расследовал летные происшествия, конструировал какие-то воздушные лаборатории. Несколько лет возглавлял Московский авиакосмический салон. Сейчас занимается бизнесом, связанным с энергетикой. К своей кандидатской чести, никаких очевидных меркантильных интересов в Жуковском не имеет. На выборы идет, похоже, в основном из честолюбивых соображений: однажды Новиков уже баллотировался в мэры.
Мы встречаемся в помпезном ресторане «Ренессанс». Кругом розовый мрамор, с высоких потолков свисают огромные хрустальные люстры, на стенах — работы видных итальянских мастеров Возрождения, исполненные кистью какого-то местного таланта. Царственного вида лестница, обрамленная тяжелыми коваными перилами, манит отобедавших посетителей куда-то наверх, где кроется неведомое.
— Бывшая баня номер два, — комментирует интерьеры Новиков. — Их всего в городе две было.
В ресторане кроме нашего столика занят лишь еще один. Да и за тем сидят соратники Игоря Константиновича. До нас доносятся их прекраснодушные речи, ориентированные никак не на постороннего слушателя, а исключительно на своих:
— Привлечь избирателя на участки… Настоящая победа возможна только в благородной борьбе… Сколько можно пустых обещаний…
Все-таки лично мне приятно, когда в политику идут такие романтики, как Новиков и его товарищи. Хотя конкретно этому кандидату жизнь предоставила кучу поводов для разочарования. Да и вообще Новиков на этих выборах — фигура трагическая, что не может не вызвать сочувствия в избирателе.
В городе бытует мнение, что прошлые мэрские выборы, в 2009 году, выиграл именно Новиков, а вовсе не Бобовников, как было сказано официально. Будто бы победу Бобовникова обеспечили не только вбросы на одних участках, но и «выбросы» на других, когда результаты по участкам, голосовавшим в основном за Новикова, просто были проигнорированы. Новиков ходил, судился. В судах звучали страшные признания работников участковых комиссий — о том, как их дрессировали на победу Бобовникова, но все эти аргументы были признаны в целом не влияющими на исход народного волеизъявления. В городе из-за такого беспредела случились митинги — даже до 5 тысяч человек на них собиралось, и было это задолго до Болотной и Сахарова, и не в Москве, а в Жуковском, где всего 100 тысяч жителей. Области, в общем, было из-за чего поволноваться.
На мой прямой вопрос, не страшно ли вставать на пути у области на этих выборах, Игорь Константинович очень правдоподобно изумляется:
— А что область? Моя кандидатура ни в чем не противоречит интересам области.
Может, и так. Но мне рассказывали, что область была проинформирована о наличии в Жуковском такой вполне проходной кандидатуры, как Новиков, однако предпочла ему другого. И даже самовыдвиженцем (как раньше) Новиков не решился идти, потому что ТИК ему уже лукаво подмигнула насчет качества подписей. Он выдвигался через «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова — но и тут не обошлось без приключений, Прохорову пришлось даже публично выступать в защиту своего выдвиженца, и только после этого его зарегистрировали.
Второй кандидат, которого называют в числе лидеров, — член КПРФ, депутат местного совета, моложавый, подтянутый и энергичный Александр Николаевич Аниканов. Его, говорят, очень любят женщины — и есть за что. Чуть свет — он уже в спортклубе на тренировке. На обед заказывает фреш и диетический салатик. Супруга, говорит, была против того, чтобы муж шел на эти выборы, но теперь уже смирилась.
— Она знает, в какую петлю лезу, — доверительно сообщает мне Александр Николаевич. — Я же замглавы уже был. Не мэрская должность, но все же. Знаю, какая ответственность. Мне и самому неприкольненько. Неприкольненько…
В своей победе Аниканов не сомневается ни на грамм. Не знаю, может, и хорохорится. «Будут сложности, но есть основания полагать, есть данные…» Я спросила у Александра Николаевича, понимает ли он, что даже если данные окажутся верными, ему, будучи мэром, как и любому другому, придется плясать под дудку губернатора? Как потом объяснять жителям художества типа вырубки Цаговского леса или точечной застройки центра?
Он вмиг становится серьезным:
— Давайте так говорить. Везде у нас правит и будет править вертикаль. Но жизнь — как тоннель. Видишь свет в конце тоннеля, ну а пока идешь туда, хоть небольшой люфт у тебя — но есть, хоть от стенки до стенки. А другой, может, просто на карачках туда ползет.
Аниканов изо всех кандидатов — самый «местный». Живет в Жуковском уже 50 лет — и это, несомненно, зачлось бы ему при правильной дележке электорального пирога. Наукоград Жуковский сформировался не стихийно, как большинство российских городов, — а был по-мичурински привит на тощее тело Раменского района, испокон веков сельскохозяйственного. Отсюда — и извечное противостояние «раменских работяг» и «жуковских чистоплюев». И особенное самосознание, самостийность жуковчан.
Рассуждая про предстоящую предвыборную кампанию, Аниканов, как и его оппонент Новиков, сильно напирает на слова «достоинство» и «интеллект». Это не предвыборная бравада, он совершенно искренне говорит:
— Жуковский — город сублимированной интеллигентности. Город кандидатов и докторов наук. Совершенно недаром наш Жуковский — это «красный» город. Ну, во-первых, интеллектуальный потенциал жителей…
«А во-вторых, «Единая Россия» обрыдла уже всей стране, а в особенности интеллигентному Жуковскому», — ответили бы Аниканову политические оппоненты в других обстоятельствах. Но, кажется, на этих конкретных выборах оттенки политических цветов различает только он, преданный член КПРФ. Новиков, что уж говорить, с Прохоровым связался по необходимости (хотя и отмечает некоторые симпатичные ему пункты программы типа особой поддержки наукоградов). А ставленник области Войтюк и вовсе идет как самовыдвиженец, хотя и член «Единой России».
Андрей Петрович Войтюк — третий кандидат, о котором можно говорить всерьез на этих выборах. Полковник, командир Авиационно-спасательной части МЧС, дислоцированной в Жуковском. Прикомандирован сюда в 2000 году. Что про него знают в городе? Да, в общем, немного. Хороший мужик, крепкий хозяйственник, отец солдатам. Говорят, кроликов для нужд части разводил. В своем доме на окраине Жуковского руководит ТСЖ. Каток детям залил из пожарной машины. И дальше бы жил счастливо, если б не губернатор Шойгу, который, обустраиваясь в области, еще в прошлом году приметил Войтюка под свои нужды. Ну а тот что? «Я человек военный, какой будет приказ — так и буду действовать».
Воробьев, унаследовавший должность от Шойгу, — не настолько еще стреляный политик, чтобы самостоятельно делать судьбоносный выбор. Так что тоже остановился на Войтюке.
После отставки Бобовникова, представляя городу своего кандидата, Воробьев без обиняков высказался в том духе, что область собирается вкачивать в город большие деньги («авиакосмический кластер!»), так что на руководящий пост будет посажен тот человек, которому такие деньги можно доверить. Про выбор жуковчан, про достоинство, про научный потенциал, про высокую гражданскую активность и прочие высокие материи, модные в городе, не было сказано ни слова. Что, конечно, жуковчан обидело.
Я позвонила Войтюку в надежде тоже с ним повстречаться. Он был очень приветлив. «Конечно, — сказал, — сейчас мы это обсудим, и с вами свяжется кто-нибудь, скажет время». Вскоре со мной связалась помощница Войтюка, попросила уточнить вопросы к Андрею Петровичу. Обещала перезвонить завтра.
Назавтра мне было сказано:
— К сожалению, раньше чем через неделю встретиться никак не получится. У Андрея Петровича время расписано буквально по минутам. К нам уже и федеральные СМИ рвутся…
Вот так. Был просто «хороший мужик» — а теперь кандидат от губернатора. Вставайте в очередь.
http://www.novayagazeta.ru/politics/57037.html
P.S. Тем временем, в прошедшие выходные прошли выборы главы Павлово-Посадского муниципального района МО.
Результаты — с перевесом в 14% победил кандидат от ЕР. Явка — 23%, необычно высок процент недействительных ( читай испорченных) бюллетеней, аж 10% от действительных, это очень много, говорит о том, что выбора не было, но люди нашли время прийти и испортить бюллетени.
Новый глава набрал 10% от общей численности избирателей района, 6500 голосов. Второй кандидат — 4000 голосов. Всего 2500 из 50000 не пришедших на выборы — был бы другой глава. Все в наших руках, если, конечно, варианты достойные есть, могли просто отсечь или запугать.
Посмотрим на Жуковский
(390 просмотров)
Борис Надеждин -Выборы в Павловском Посаде: выборы чистые, победа не чистая .
Радио Эхо Москвы http://echo.msk.ru/blog/bornad/1024750-echo/