Скульптор Денис Петров
Скульптор, член Московского союза художников. Выпускник Московского Государственного Художественного Университета им. графа С.Г. Строганова, кафедра скульптуры. Член Московского союза художников.
Работает в жанре как монументальной, так и станковой скульптуры, в таких материалах, как бронза, камень, керамика, бетон и др. Участник ряда различных выставок и международных симпозиумов по скульптуре.
Автор памятников герою войны 1812 года графу Кутайсову и священномученику Алексию. Многие работы находятся в коллекциях известных российских коллекционеров и меценатов.
Разговор со скульптором Денисом ПЕТРОВЫМ шел под крепко сваренный черный кофе и компот из айвы. Но бутылка на старом столе все-таки стояла. Правда, вопреки всем приметам изначально совершенно пустая. На наклейке с тыльной стороны по-немецки отпечатано: «Это имя является символом русско-швейцарской дружбы». На этикетке парадной – надпись: «Сделано в Женеве, Швейцария». И портрет. Светлейшего князя Александра Васильевича Суворова.
– Денис, нетрудно догадаться, откуда взялась бутылка с вином Suvoroff. А вот откуда у вас, по виду совершенно мирного человека, интерес к русскому полководцу и вообще к военной теме?
– Начинал-то я с насекомых. Лепил, отливал, чеканил… А военная тема стала интересовать после того, как повзрослел и понял, что народ – это язык, традиции и герои. В какой-то момент осознал, что в современном мире человек все больше походит на подопытную крысу, инстинктивно реагирующую на соответствующие звоночки в клетке. Этот звонок сообщает о еде, этот – о питье, а тот – о предстоящем удовольствии. Замени удовольствие ядом и позвони, а крыса все равно отреагирует. Мне так жить не хотелось. Стал искать ответы. А они почти все – в истории России, в наших традициях и нравственных принципах. Нам же сегодня насильственно прививают философию мальчишки-двоечника. Для 10-летнего паренька хорошо учиться и вежливо себя вести, как правило, не комильфо. Куда естественнее шалить, гонять в футбол, иногда прогуливать уроки. Для такого возраста и понятно, и простительно. А как быть, если к такому же поведению подталкивают великую страну?
– Выходит, не так учат и нужны другие предметы?
– На государственном экзамене по истории среди нескольких вариантов ответа на вопрос: «Что явилось следствием перелома в ходе Великой Отечественной войны?» – предлагается такой: «Расстрел всех немецких военнопленных, находившихся в советском плену». Это что – провокация, идеологическая диверсия? Или досадная ошибка, недосмотр? Оскорбили и русский, и немецкий народ…
А другие предметы в школе ой как нужны. И основы православной культуры, и рисование, и лепка, и танцы, и рукоделие… Хорошо, если б учили пониманию красоты. Ведь все это когда-то было в расписании. И предмет «этика» тоже был. В начальной школе, между прочим.
– И вы, как профессионал, решили поменять предметы и отказаться от бабочек?
– Разве можно отказаться от бабочек?
– И все-таки…
– Решил проявить инициативу, после того как мама рассказала о существующей практически в целости исторической усадьбе графов Кутайсовых – ныне доме отдыха Управления делами президента РФ. Судьба семьи Кутайсовых чрезвычайно интересна. Основатель династии Иван Павлович мальчишкой попал в плен, служил у цесаревича Павла камердинером. Прошел путь от слуги до вельможи. Был полезен, но ничего героического не совершил. А вот один из его сыновей – Александр – вошел в историю как талантливый генерал и создатель философии современной артиллерии. Он погиб в 1812 году на Бородинском поле. Из пекла боя вернулась только лошадь командующего всей артиллерией русской армии генерал-лейтенанта Кутайсова с залитым кровью седлом. Тело генерала так и не нашли.
Идею установить бюст Кутайсова во дворе усадьбы в Снегирях приняли в администрации дома отдыха, благодаря энтузиазму директора Шмойлова нашлись деньги на отливку и пьедестал.
Конкретная судьба неординарного человека наложилась на старый мой интерес к так называемому наполеоновскому периоду. Красивый период. И один из самых мощных в нашей истории. Тот самый случай, когда красиво – это хорошо.
В культурном и политическом смысле Россия именно в те годы – с 1799 по 1814-й – превратилась из региональной империи Петра и Екатерины Великой в мировую державу. Не в пример нынешнему времени тогда Запад относился к нашей стране очень уважительно.
– А что, русские художники сегодня так же, как и граждане многих других профессий, ощущают себя на дальнем дворе Европы?
– Художники как раз нет, благодаря хорошо сохранившейся школе. Наши мастера берут первые премии на самых престижных выставках. Сегодня много русской скульптуры ставят в европейских городах. Один Амстердам чего стоит. Там русский Рембрандт стоит. И в Швейцарии к 200-летию Альпийского похода Суворова конную статую полководца сделал русский скульптор Тугаринов. Да ведь и не только художники, но и химики с физиками, по-моему, за границей тоже неплохо себя чувствуют. Говоря о снисходительном к нам отношении, я имел в виду прежде всего массовые стереотипы.
– Чертов мост и Сен-Готард – это тоже эстетика периода наполеоновских войн?
– Не совсем так. Суворовский поход – это красота человеческого духа. Я был у Чертова моста и смотрел вниз. Пропасть метров 400, острые камни, узенькая дорожка – там и сейчас ходишь с опаской. А как русские солдаты бежали в атаку в этих скалах – представить невозможно! И повторить, думаю, тоже. У нас эти события подаются более пресно, что ли. Вот нехороший Наполеон, вот австрийцы попросили Павла Первого, вот пришли суворовские чудо-богатыри и творили чудо-подвиги. В Швейцарии до сих пор Альпийский поход 1799 года считают не иначе как освободительным. И помнят, как разительно отличалось поведение русских солдат на их территории от манер французских и австрийских парней. Не в правилах швейцарцев в каком-либо виде пропагандировать военные события – это принцип. Но в отношении Суворова они идут на компромисс. Свидетельством тому – их активная помощь Энгельгардту и князю Голицыну, инициаторам установки первых памятных знаков в год 100-летнего юбилея Суворовского похода. В местечке Андерматт, рядом с которым находится Чертов мост, даже выделили и подарили России 500 квадратных метров земли, на которой и поставили первый памятник. Так же заинтересованно вели себя швейцарцы в 1999 году – на 200-летие. Более того, выделили очень крупную сумму на памятник у перевала Сен-Готард и многое другое. Существуют два, если не ошибаюсь, музея, многие места похода отмечены памятными надписями на немецком языке. Получается парадоксальная ситуация: события русской истории отмечены швейцарцами и хорошо им известны, а русские узнают об этом случайно, приезжая покататься на лыжах.
– И вы собираетесь вновь проявить инициативу?
– В каком-то смысле она уже проявлена. В мастерской Суворов уже присутствует. Не только на именной бутылке, но и в глине. В Швейцарии есть инициативные люди, готовые поддержать проект по установке памятных досок и поклонных крестов на всех точках суворовского маршрута. Но швейцарские власти тщательно выбирают иностранных партнеров в любых проектах. Их смущает ситуация, когда с российской стороны поступают предложения от частных лиц, не важно скульптор это или реставратор. Поэтому довести идею до завершения на одной частной инициативе сложнее.
– Денис, вы сказали «реставратор». Случайно или на суворовском маршруте уже есть что реставрировать?
– В этой стране, как правило, все вовремя реставрируется. В некоторых местах, правда, пропали памятные знаки, установленные швейцарцами к 200-летию похода. Например, в деревне Альтдорф, где как раз происходили серьезные бои. Мучиться в поисках домика не придется, местные жители его хорошо знают и сразу покажут, но памятный знак все равно нужен. Конечно, хотелось бы, чтобы были отмечены памятными знаками с надписями на русском языке все места, где шли бои, ставились биваки, размещались штаб-квартиры Суворова, Багратиона, сохранились захоронения русских солдат отрядов генералов Розенберга, Милорадовича, Римского-Корсакова. Нужен памятный знак и в местечке Шенисс. Здесь пал в бою генерал Хотце. Швейцарский генерал, сражавшийся в рядах русской армии!
Но в таком случае мне придется договариваться с властями аж трех швейцарских кантонов да еще с австрийцами и Лихтенштейном. Ведь Суворов дошел до берегов Верхнего Рейна.
– Вы сами прошли весь маршрут целиком?
– Да, летом 2008 года вместе с автором книги «Швейцарский поход А.В. Суворова. Трагедия и слава» господином Грюнбергом и сотрудниками Государственного Исторического музея.
– Уже есть какие-нибудь творческие решения?
– Швейцарцы испытывают чувство благодарности не только к Суворову, но и к императору Александру Первому, твердая позиция которого на Венском конгрессе 1815 года вернула швейцарцам государственность и подарила «вечный нейтралитет», и все же они – мирные люди и не любят, когда на их земле присутствует что-либо, олицетворяющее войну и оружие. Поэтому такие памятники должны носить характер мемориальный. Желательно – с православной символикой, как дореволюционный памятник у Чертова моста.
– Вы сделали высеченную из камня икону благоверного князя Александра Невского для одного из монастырей в глубинке Рязанской области. Почему эта икона – в камне и почему Невский на ней больше похож на мудрого инока, чем на князя-победителя?
– Камень выбран потому, что это – древняя техника Суздальской земли. Александр Ярославич родом из Владимиро-Суздальского княжества. А мирный образ потому, что это икона, во-первых, и потому, что любая военная победа должна вести к миру. Невский был прежде всего мудрым правителем, а уж потом – по необходимости – воином.
– Денис, у вас есть еще один памятник, установленный в подмосковной Истре. Прототип к военному ремеслу отношения не имел. И фигура, высеченная из камня, стоит, держа в руках огромный православный крест. А веет от нее чем-то гибельным…
– Это памятник священномученику отцу Алексию Смирнову, сорок лет служившему в храмах под Истрой и расстрелянному в период гонений на церковь на Бутовском полигоне в 1938 году. Мне кажется, отец Алексий – тоже жертва войны. Той, что началась в 1917-м.
– В таком случае вы как человек и как скульптор должны беспокойно себя чувствовать на многочисленных провинциальных площадях, где по-прежнему стоят гранитные и бронзовые, чугунные и гипсовые Ильичи.
– Они простоят ровно столько, сколько должно. Большинство скоро разрушится от времени, так как сделаны из плохого материала и наспех. Что определенным образом характеризует отношение авторов прошлого к этой обязательной профессиональной нагрузке. Какие-то скульптуры советской эпохи останутся. Не стоит уподобляться тому человеку, о памятниках которому мы говорим.
В Италии, чье архитектурное и скульптурное богатство копилось веками, ничего не ломают. Хранят и античное наследие, и Средневековье, и Ренессанс, и барокко. И тяжелый ампир времен Муссолини – тоже зачастую весьма качественно выполненный. Убрали только самые одиозные и политизированные статуи дуче.
Мы разговариваем в очень старой мастерской. Именно здесь когда-то, до революции, работал знаменитый скульптор Николай Андреев, создавший портрет Льва Толстого с натуры, памятник Гоголю, Островскому. А после 1917 года он получил особую известность как «специалист по Ленину». Теперь в этих же стенах – святой Александр Невский и Александр Суворов, столь жестоко в свое время обошедшийся не только с нескромными гренадерами Бонапарта, но и с восставшими казаками Емельяна Пугачева. История…
Беседовал Михаил БЫКОВ
(725 просмотров)
комментариев 7
sale generic cialis online pills
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра
viagra online us
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра
hydroxychloroquine virus
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра
http://lm360.us/
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра
keflex.webbfenix.com
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра
where to buy hydroxychloroquine in canada
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра
cialis from canada online pharmacy
Скульптор Денис Петров — Гражданская позиция Истра