О городской архитектуре
Из статьи «КРИМИНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Пустая забава!
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен!
С. Есенин. «Страна негодяев»
Общепризнано, что архитектура города точно отражает нравственные ценности, которые главенствуют в обществе в данный период времени. Господство моноидеи в политическом устройстве нашей страны, прямолинейный подход к решению диалектических вопросов, пропаганда псевдоаскетического образа жизни, показушная борьба со всякого рода «излишествами» нашли отражение в облике наших городов. Их однообразие с множеством «прямоугольных» домов-близнецов и кварталов, однотонных по окраске и имеющих большое количество однородных элементов – голые стены, бетонные заборы, монолитное стекло, асфальтовые покрытия, – все это откладывается в сознание человека и создает в нем т. н. «агрессивные поля». Это организует среду, которая резко отличается от естественно-природной, в которой веками жил и формировался человек, а тем более от того идеального Небесного Града, к недосягаемой красоте которого стремится каждая душа человеческая.
От архитектурного монообразия зависит не только эстетическое восприятие, но и поведение человека. «Агрессивные поля» способны провоцировать соответствующие действия и способствовать организации и росту преступности. По статистике, именно в районах типовой застройки наблюдается самый высокий процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Кроме того, специалистами замечено, что детская преступность в 7 раз выше в «спальных районах» Москвы, чем в ее центре.
По данным Всемiрной организации здравоохранения, современный процесс урбанизации ведет к неуклонному росту числа психических заболеваний. Известно, что у эпилептиков наступают приступы, если они смотрят из окна автомобиля на мелькающие столбы. Точно так же, если долго не отводить взгляда от нового здания из сплошного стекла, то можно заработать невроз. Как показывают современные исследования, неблагоприятная визуальная среда ведет не только к резкому увеличению психических заболеваний, но и к падению нравственности.
Правительства некоторых стран уже принимают конкретные шаги, направленные на оздоровление окружающей городской среды. В 1972 году в Сент-Луисе (штат Миссури, США) был снесен целый жилой квартал, выстроенный в стиле модерн, несмотря на то что его автор – Миноури Яисаки получил премию Американского института архитектуры. Власти приняли это решение, чтобы уничтожить «очаг преступности и распада социальных связей в районе».
Чикаго — один из центров архитектуры США, родина небоскребов. Набережная Чикаго…
… и московская копия. План архитектурных сооружений делового «Сити» на набережной Москвы-реки.
В то время, когда практически все цивилизованное человечество отказалось от ряда типовых застроек, чье вредное воздействие на человека уже невозможно дальше отрицать, наши архитекторы продолжают их проектировать. В стране продолжают строиться тысячи зданий, вид которых создает дополнительный экологический дискомфорт в нашем и без того не слишком спокойном обществе.
К архитектурным объектам прямого агрессивного воздействия следует отнести многие московские «новострои», разрушающие исторический культурный образ города. К числу неблагоприятных с точки зрения видеоэкологии специалисты причисляют «Белый дом», практически весь Калининский проспект, «Макдоналдс» на Тверской, гостиницу «Турист», павильон «Форум» на Красной Пресне и многие другие постройки из стекла и бетона. Обратим внимание читателя на то, что значительная часть «новостроев» в Москве являются результатом «Планов реконструкции и развития» столицы, которые утверждались в высших партийных инстанциях. Многие из этих разрушительных планов, заложенные еще при советской власти, реализовались именно в наши дни.
Павильон «Форум» выставочного комплекса на Красной Пресне.
Когда автору хочется отразить великолепную мысль, он облекает ее в неповторимую форму. которая становится своеобразным афоризмом. Чем прекрасней форма, тем содержательней и безупречней то, что предстает перед глазами зрителя. В обществе такая конструкция называется политикой; в искусстве проявление политики называется архитектурой. Нет другого вида искусства, так тесно связанного с влиянием на человека. Архитектура – это красота и целесообразность, удовлетворяющая материальные и идейно-эстетические потребности той или иной политики за время ее существования. По архитектуре можно судить о наиболее устойчивых политических процессах, происходящих в государстве. Современники эпохи, исследователи того или иного периода по архитектуре могут уловить и оценить изменения эстетических и политических взглядов, нравственные приоритеты общества и его элиты, экономическое благосостояние общества или его упадок и деградацию.
Постсталинская безликая политика оставила после себя безликую же архитектуру. «Хрущобы» – это тоже символ, характеризующий и политика, и его отношение к нации. Можно сказать, что безликая политика, созданная вне интересов государства и народа, выражается в ничтожной архитектуре. Результаты перестроечного и постперестроечного времени в архитектуре можно определить как эклектику стилей, соответствующих расслоению общества. Большинство населения потребляет результаты застойной архитектуры в виде панельного домостроения; элитные сооружения стали убежищем уже не парт-, а госдумовской номенклатуры и многоглавой гидры чиновничества. Реальным законодателем нашего времени стал капитал. Архитектура оставит об этом периоде память как о времени варварского обогащения определенной прослойки в России, когда растущие дворцы и высотные здания трансформируются в крепости, возрождая замковое строительство, сутью хозяев которых стала оборона, порожденная страхом. Страхом перед грядущим возмездием…
Архитектура – объективный судья на историческом ринге. Безстрастно вскрывая суть политического строя, счищая шелуху лозунгов и обмана, она дает объективно оценку жизни общества. И, как «слово, воплощенное в камне», она может убивать или животворить.
Сегодня можно воочию видеть воплощение идей авангардистов-«ленинцев». Прежде всего это относится к проекту постройки «Московского Сити» с центральной шестисотметровой башней «Россия» (на сегодняшний день проект существенно изменился), способной состязаться с мертворожденным Домом Советов.
Небоскребы и пирамиды современной Москвы – это зримые символы духовного и физического пленения народа, убивающие его национальное самосознание[14].
полностью: http://arhipovvv.narod.ru/02_Taina_Kriminalnaya_revoluciya.html
(269 просмотров)
да, вот почему у меня после Москвы такое опустошение и тоска смертная. Потому что серое однообразие, грязища и авто — взгляду нечем оздоровиться, деревьев и цветов почти нет.
Но надо сказать, что в Мск хотя бы есть парки. А вот в Истре, несмотря на могущие быть! здесь виды и ландшафты, есть только теснота страшная, а парк — это две дорожки и овраг.
Человеку нужен простор — воздух…