Корнево» и кризис
«Корнево», наверное, единственное в районе крупное фермерское хозяйство, которое, не сдавшись обстоятельствам, продолжает работать. Мы писали о нём в нашей газете. Напомним, Александр и Людмила Корневы, закончив Тимирязевскую академию, начали заниматься фермерством. В 1993 году они открыли «Корнево». Чего только в хозяйстве не было – кони, коровы, овцы, поросята, куры, гуси, гектары засеянной кормовыми земли, поля свёклы и картофеля, гряды с овощами и травами, теплицы, техника, мастерские – всего не перечесть. И семья у Корневых была не малая – трое сыновей, и шло строительство дома. Супруги трудились, не покладая рук, от рассвета до заката.
Сколько тяжёлого труда, сколько препятствий пришлось преодолеть этой паре. Молодые, красивые, яркие – казалось бы, зачем вешать на себя такой колоссальный хомут? Можно было бы найти работу и полегче и подоходней, ходить с маникюром, ездить отдыхать заграницу. А они 20 лет не были в отпуске. Только раз по очереди съездили в Сибирь к родственникам. Выбрали такой жизненный путь – слишком прямой, слишком трудный по нашим временам.
Осилив все этапы становления, преодолев безвременье и новейшие «смутные времена», хозяйство вступило в кризис. Что это за кризис – люди перестали питаться? Да нет, не перестали. А вот натуральные продукты питания из продажи почти исчезли, и поехал народ к Корневым за молоком, творогом, яйцами, мясом. И раньше ехали, но тогда в магазинах хоть что-то натуральное можно было купить – фермеры в районе ещё не перевелись, Истринский молокозавод поставлял хорошую молочку, привозили неплохую продукцию из Волоколамска, Ржева, Твери. Сейчас это всё как-то угасло.
Вокруг хозяйства на совхозных землях, как грибы выросли богатые коттеджные посёлки. И, следом за старыми, поехали к Корневым новые районные жители, поехал народ из Москвы и летом, и зимой. «Знаешь, на каких машинах приезжают? Ты таких не видела. Размером с дом». Там тоже дети, их необходимо нормально кормить. Люда рассказывает: «Приезжают с ребятишками – бледненькими, худенькими, анемичными, в чём душа. К концу лета, глядишь, на натуральном-то молочке подрастут, румяные станут, шустрые». И резюмирует: «Так что в этот кризис нет проблем с реализацией. Были бы силы». Да, были бы силы – о таких «могиканах» всем нам надо Бога молить, всюду давать зелёный свет. И дачники вокруг поняли, что самой землёй, сколько её под коттеджи не застраивай – не прокормишься. Они даже обещали поддержку, если корневские гектары окажутся под угрозой застройки – «мы без вас с голоду пропадём!»
Корневы в прошлом году закончили строительство картофелехранилища, двух ферм – молочной и откормочной. У них сейчас 25 дойных коров, около 20-ти нетелей, около 50-ти бычков, телят нынешнего года с десяток, полсотни поросят, шестьдесят баранов. Четыре года назад завели электропастуха, теперь лошадей в хозяйстве нет, выходит хорошая экономия на сене.
«Весной сажали кормовую свёклу – 1,% Га, вику с овсом – около 5 Га, люцерну сеем, клевер, тимофеевку, кострец. Встаём в 7-8 утра, в 5 вставать уже сил не хватает. Это когда молодые были, казались себе всесильными, а теперь силы нужно экономить. Без отпуска работаем, потому, что и дел полно, и боимся хозяйство оставить. У нас ведь газа нет, топим углём, здесь хозяйский глаз нужен. Но это всё решаемо, и всё потихоньку развивается, идёт своим чередом. Не разбогатели, конечно, но жить можно.
Одна проблема – оформление земли. Каждый год приходится продлевать аренду на землю. Вечно что-то нужно переделывать. Вот межевание сделали, а с кадастровым учётом застряли – поменялись правила оформления. Постоянно вводятся какие-то новые правила — не успеешь одну справку принести, требуют другую. А нам так некогда».
В этом году Корневы занялись благоустройством – поставили новый забор, отделали свой магазинчик. Построили домик для рабочих – в хозяйстве живут и работают 4 помощника: «Работают неплохо, но за ними нужен глаз да глаз. Например, маленьких животных я им не доверяю, сама слежу – кашу с салом варю».
Поставили новый сенной сарай, молочный цех, птичник: «Несушек мы всегда держали, но больше для себя. Курятина особым спросом не пользовалась — магазинная курица выглядит привлекательней домашней. Домашняя и помельче, и не такая розовая. А этим летом стали покупать – домашнюю курятину по вкусу никогда не сравнить с фабричной. Поэтому купили в прошлом году 700 бройлеров. Выгодно: не так спрашивают мясо свинины и говядины, как куриное».
Дом Корневы почти достроили.
Дети выросли, уже и внучка родилась. Старший Фёдор учится в аспирантуре ветеринарной академии, работает по специальности, женился. Живёт со своей женой москвичкой Дашей в столице, к родителям приезжают по выходным: «Сноха у нас тоже ветеринар, кандидат наук, преподаёт в академии, сама зарабатывает – собачкам, кошкам операции делает. И нам помогает – на ней с Фёдором лежит ветеринарная работа. Даша аккуратно, по науке ведёт в хозяйстве учёт, всё у неё по полочкам разложено – чего нам всегда не хватало. Даша нам говорит – «не знаю таких людей, которые крутятся, как вы», а сама крутится».
Средний – Антон учится на втором курсе Тимирязевской академии: «Он у нас финансист, ведёт всю торговлю». Младший Андрей учится в третьем классе, и тоже помогает родителям, чем может: «Росли не видно как, а выросли, вроде, хорошие люди получились».
Дети помогают родителям, родители – детям, например, жильё в Москве снимать – ведь с учёбы каждый день в Первомайский не наездишься: «Вот думаем, как бы кредит взять, чтоб купить молодёжи квартиру где-нибудь между Истрой и Москвой, чтоб в оба конца поближе ездить.
Нам наша жизнь, наше дело нравятся. Жалко, что вокруг оставшиеся поля заброшены, зарастают борщевиком, он уже и к нам пришёл по речке с водой. С ним бороться тяжело, плуг не выдерживает, когда пашешь…»
Светлана Хохлова, фото автора
(234 просмотров)
Свежие комментарии